Неужели в мире закончилась Аяхауска?

Крик тревоги раздался в психоделических сообществах в Интернете после публикации статьи «Мы собираем лозу аяхуаски с угрожающей скоростью», написанной Карлосом Суаресом Альваресом, в которой обсуждался «чрезмерный» уровень сбора лозы в связи с растущим мировым спросом.

В статье в угрожающих выражениях утверждается:

«Чрезмерный сбор аяхуаски ставит под вопрос устойчивость медицины, сообществ и нескольких отраслей промышленности».

Насколько верно это утверждение? И, если в нем есть правда, находится ли под угрозой устойчивость аяхуаски по всей Амазонии, или же речь идет об ограниченном дефиците, который наблюдается только в районах с высоким уровнем туризма с аяхуаской? Мы решили навести справки.

Всплески мировой торговли аяхуаской

За последнее десятилетие аяхуаска достигла такого уровня популярности, который соперничает и даже превосходит популярность большинства других широко используемых энтеогенов. Все большее число людей со всего мира стекается в Южную Америку, в первую очередь в перуанскую Амазонию, чтобы попробовать легендарный шаманский напиток и испытать его глубокий галлюциногенный и терапевтический эффект.

Термин «аяхуаска» используется не только для обозначения самого напитка, но и его основного ингредиента — лианы Banisteriopsis caapi. Хотя популярность аяхуаски во многом объясняется тем, что она вызывает видения, катализируемые примесями ДМТ, сама лоза B. caapi обладает многочисленными терапевтическими и духовными преимуществами; известно, что в Амазонии некоторые коренные общины пили аяхуаску, приготовленную только из B. caapi.

Чтобы иметь возможность получить исцеление от аяхуаски, многие люди, не имеющие возможности принять участие в церемониях в Южной Америке или других странах, а также те, кто уже общался с этим растением, приобретают лозу в Амазонии и используют ее для микродозирования или приготовления напитка, где бы они ни находились.

Микродозирование аяхуаски набирает популярность в странах глобального Севера

Одними из самых популярных форматов, в которых можно приобрести лозу, являются экстракты B. caapi. Эти настойки, легально поставляемые в большинство стран, быстро становятся фаворитами среди микродозеров по всему миру. Многие потребители лозы аяхуаски сообщали о снижении уровня депрессии и тревожности, а также об усилении способности перерабатывать сложные эмоции, такие как горе.

В «Мекке» растительной медицины существует проблема с цепочкой поставок

Без сомнения, Перу является глобальным эпицентром использования аяхуаски, с наиболее посещаемыми туристами местами аяуаски в регионах Лорето и Укаяли. Статистические данные отражают устойчивый ежегодный рост туризма в Перу примерно на 4-7% за последние несколько лет, достигнув почти пяти миллионов посетителей в 2018 году и это продолжает расти с невероятной скоростью.

С более чем семьюдесятью ретритными центрами и большей частью мировых производителей и экспортеров экстракта B. caapi и высушенной коры, портовый город Икитос стал эпицентром потребления лозы аяхуаски в Перу, а также во всем мире.

За несколько десятилетий эта некогда сонная, отдаленная деревня в джунглях превратилась в крупнейший в мире город, недоступный для автомобильного транспорта. Во многом это развитие связано с коммерциализацией аяхуаски, и толчком к этому послужило удаленное расположение города, которое дает посетителям ощущение путешествия в неизведанную, нетронутую и подлинную родину легендарного галлюциногенного напитка.

После того как в течение нескольких лет открывалось все больше ретритных центров и предприятий по переработке аяхуаски, стали появляться сообщения о явной нехватке пригодной для сбора лозы аяхуаски в дикой природе Икитоса.

Сильный голос на эту тему принадлежит этнографу и автору Карлосу Суаресу Альваресу. Его репортаж из Икитоса включает интервью с несколькими местными переработчиками лозы аяхуаски и фермерами, и все они выражают обеспокоенность по поводу неустойчивости нынешней практики сбора B. caapi.

«Мне трудно это понять. С каждым днем все больше кажется, что аяуаски нет». ~ Кеймер Норьега

Один из тех, с кем беседовал Суарес Альварес, — местный переработчик и экспортер аяхуаски Кеймер Норьега, который вспоминает:

«Раньше я покупал в своей деревне или в соседних деревнях, но я покупал все, что там было». Теперь он сетует: «Мне трудно её достать. С каждым днем все больше кажется, что аяхуаски нет».

Другие участники бизнеса разделяют беспокойство Норьеги. Голландский экспортер аяхуаски Ван дер Крун, который перерабатывает около тонны лозы в месяц, говорит о своих сборщиках: «Им приходится идти все дальше и дальше. Они находят новые места в реках, опустошают их и идут к следующему участку». Элизабет Бардалес, владелица Natural Chacruna, согласна с этим: «Они никогда не привозили нам тонкую аяхуаску, раньше они привозили только толстую, мы работали только с ней».

Многие, кто занимается массовым производством аяхуаски в Икитосе, также отмечают резкий рост цен на собранную дикую лозу за последние несколько лет. Если в 2013 году цена составляла 1-1,50 солей (30-45 центов) за килограмм, то сейчас переработчики платят от 3,50 до 8 солей ($1-2,25) за килограмм лозы.

Конечно, такое значительное увеличение отчасти является следствием роста коммерческой конкуренции между производителями. Однако в значительной степени это также результат огромного объема работы, который приходится выполнять сборщикам, чтобы вернуть лозу из ее естественной среды обитания.

Дефицит ограничен «гуманизированным лесом»

Дело в том, что B. caapi собирают во внешних регионах тропического леса, которые Суарес Альварес называет «гуманизированным лесом» — там, где местные жители охотятся, ловят рыбу, собирают дикие фрукты и добывают древесину для своих домов. Он отмечает, что «этот лес становится все беднее и беднее из-за процессов добычи, в которые вовлекаются коренные народы, чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики. И чем больше они вовлекаются в рыночную экономику, тем беднее становится лес».

Для того чтобы лоза созрела достаточно для использования аяхуаски, требуется около пяти лет. Если в течение этого времени потребность превышает темпы роста, сборщикам приходится пробираться все глубже и глубже, удаляясь от знакомых им мест и заходя в густые леса, чтобы найти лозу.

Логистика становится серьезной проблемой, когда рабочим приходится пробираться через густую растительность, неся мешки с 25-30 кг черенков более часа. Кроме того, лозу можно найти не во всех районах тропического леса, поэтому сборщики должны знать, где она растет в изобилии, чтобы поездка имела смысл.

Франс Панджер, производитель лозы аяхуаски и основатель компании Sage Extracts, описывает подобную ситуацию в Акре, амазонском регионе Бразилии, граничащем с Перу: «В некоторых местах, где начинают собирать много урожая и появляются новые центры, вначале ее очень легко найти, но, конечно, через некоторое время это становится сложнее из-за ограничений на то, как далеко вы можете ее доставить. Так, есть некоторые места, ближе к городским центрам, например, в Крузейро-ду-Сул, где найти дикий каапи становится все труднее».

Передача поставок лозы в Икитос на аутсорсинг в Имирию

Сокращение запасов пригодной для сбора лозы в регионе Икитос привело к тому, что этот город в настоящее время в значительной степени зависит от поставок лозы аяхуаски из Пукальпы, небольшого города в Амазонии, расположенного примерно в пяти днях пути на юг вдоль реки Укаяли.

На небольшом расстоянии от Пукальпы находится заповедник Имирия, где сосредоточено исключительное биоразнообразие и большая часть доступных диких ресурсов аяхуаски, которые в настоящее время потребляет Перу. Большинство крупных производителей в Икитосе, опрошенных Карлосом Суаресом Альваресом, заявили, что они получают виноград из этого богатого региона.

В Имирии по-прежнему часто собирают лозы, возраст которых превышает несколько десятилетий, хотя для их поиска приходится забираться глубоко в джунгли. Как пишет Крис Килхэм в своем полевом отчете «Устойчивое развитие аяхуаски«: «Мы шли по лесу несколько часов и встретили бесконечное количество зрелых лоз аяхуаски, большинство из которых росли очень близко друг к другу. Нам редко приходилось проходить более 10 метров, чтобы найти другую лозу. Несколько лоз были размером с мою руку, а несколько — вдвое толще. За несколько часов мы легко увидели несколько сотен тонн живой лозы».

Но, хотя отчет Килхэма говорит о том, что в Имирии можно найти много лозы, возникает та же цепочка растущих логистических проблем, что и в Икитосе: растущий спрос ведет к увеличению сбора урожая, что приводит к тому, что сборщики в конечном итоге исчерпывают запасы лозы и вынуждены идти дальше в лес, что приводит к росту затрат и обострению коммерческой конкуренции между крупными переработчиками лозы. Это не похоже на устойчивую модель роста рынка.

Золотая лихорадка аяхуаски в Имирии

Не секрет, что в этой части перуанской Амазонки лоза растет в изобилии; многие уже давно положили на нее глаз.

За последнее десятилетие Имирия превратилась в центр разветвленной сети торговли лозой аяхуаски. Сборщики собирают ее там, отправляют дистрибьюторам в Пукальпу, которые, в свою очередь, переправляют ее по всему Перу, в основном в Икитос.

Уже существуют признаки того, что доступные участки в Имирии страдают от растущего давления урожая. Хотя полевые исследования, проведенные Майклом Коу, этноботаником и кандидатом наук в Гавайском университете, все еще продолжаются, они зафиксировали высокий уровень сбора урожая на шести участках, распределенных по всей этой земле, на которых были помечены 200 образцов лозы. Как отметил Килхэм в беседе с исследовательской группой Коу, «больше помеченных лоз исчезло, чем осталось», когда они проверили их через год после мечения.

Этот эмпирический спад был точно подтвержден Маттео Теко, местным крупным поставщиком лозы, который сказал, что «все больше людей приезжают в район Лаго Имирия извне, вывозят 60 или 70 грузов за раз и берут 30 солей за пучок. У них менталитет золотой лихорадки, и внешние сборщики могут не оставить достаточно лозы для восстановления».

«Раньше в окрестностях Каймито было много аяхуаски, но большая часть ее была собрана и продана». ~ Мойзес Аревало

По словам Килхэма, к моменту прибытия его команды окрестности некогда изобиловавшей аяхуаской местной горячей точки, Каймито, были полностью истощены. Мойзес Аревало, двоюродный брат известного местного шамана шипибо Гильермо Аревало, рассказал команде Килхэма, что «раньше вокруг Каймито было много аяхуаски, но […] большая ее часть была собрана и продана». Он провел их по окрестностям Каймито, показал несколько оставшихся лоз и объяснил, что они используются только для местных церемоний.

Другой известной горячей точкой является область вокруг близлежащей деревни Хунин-Пабло, которая была следующей под прицелом сборщиков урожая после того, как Каймито был высушен. Килхэм сообщает, что «покупатели из Пукальпы начали прибывать в Хунин-Пабло в 2014 году, требуя аяхуаску. Примерно в то же время из Пукальпы появились другие люди и начали собирать урожай лозы без разрешения местных общин».

Что же произойдет, если масштабы сбора дикого B. caapi в Имирии в конечном итоге превысят доступность лозы, как это, похоже, произошло в Икитосе? Будут ли найдены другие обильные источники? Смогут ли они быть найдены?

Невозможно определить, насколько обширен резервуар лозы в этом регионе, и вполне возможно, что в нем более чем достаточно B. caapi, чтобы продержаться в обозримом будущем. Однако, если это не так, мы не имеем представления о том, много ли таких ценных очагов можно найти по всей доступной Амазонии.

Карлос Суарес Альварес считает, что обильные источники B. caapi существуют в основном (если не полностью) в районах, которые были или все еще являются домом для больших коренных общин, практикующих шаманизм аяхуаски. Он утверждает, что «существует теория, которая считает, что не существует такой вещи, как дикая аяхуаска, что вся аяхуаска была когда-то посажена, и поэтому, если мы углубимся в лес (где в прошлом жило меньше людей), то, возможно, мы не найдем аяхуаску вообще, или найдем очень мало по сравнению с тем, что было найдено поблизости от населенных районов».

Каков же выход из этой очевидной спирали дефицита?

Путь к глобальной устойчивости аяхуаски

Очевидным решением представляется выращивание аяхуаски. В связи с растущим спросом и снижением доступности лозы многие центры и фермеры в Икитосе и Пукальпе начали выращивать собственную аяхуаску в больших количествах, некоторые из них начали это делать около десяти лет назад.

В отчетах Килхэма и Суареса Альвареса подробно описаны несколько таких крупных ферм, где было посажено от 300 до 6000 лоз. Общая тема среди фермеров, которые достигли уровня самообеспечения, выращивая значительное количество растений, заключается в том, что через несколько лет урожай становится достаточным для проведения церемоний, а затем начинает создавать накладные расходы, которые можно распределять дальше.

«Это денежная культура — вы сажаете ее, и она не требует никакого ухода». ~ Алан Шумейкер

По словам Алана Шумейкера, автора книги Ayahuasca Medicine: The Shamanic World of Amazonian Sacred Plant Healing» и основателя конференции по амазонскому шаманизму в Икитосе (Перу), которая проводится уже 10-й год, лозы достаточно.

Сам он экспортирует пасту из лозы аяхуаски, но отмечает, что в джунглях вокруг Икитоса, Пукальпы, Тарапото и по всем притокам Амазонки также имеется бесчисленное множество небольших частных ферм.

Шумейкер говорит, что для местных жителей выращивание аяхуаски «более прибыльно, чем посадка юкки и бананов», и что «это денежная культура — вы сажаете ее, и она не требует никакого ухода». Большинство этих фермеров не используют аяхуаску для церемоний, а просто выращивают и поставляют ее тем, кто нуждается в ней в близлежащих городах.

В то время как многие местные жители, возможно, довольствуются меньшим уровнем торговли лозой, Абрахам Гевара, который, по словам Суареса Альвареса, выращивает B. caapi с 2010 года и владеет одной из крупнейших плантаций в окрестностях Икитоса, не может производить достаточно, чтобы удовлетворить спрос своего главного и почти единственного клиента, Дженни Бардалес.

Стоит отметить, что Бардалес, по сообщениям, является «крупнейшим дилером аяхуаски в регионе», перерабатывая и распространяя до двух тонн лозы каждый месяц. Поэтому не совсем удивительно, что одна ферма, даже с тысячами растений, как у Гевары, не может удовлетворить спрос на ее продукцию.

Пандемия COVID предлагает временную передышку

Эти потоки информации свидетельствуют о том, что, хотя в последнее десятилетие, и особенно в последние несколько лет, наблюдался рост добычи аяхуаски в сторону эксплуатации, начались усилия по культивированию, которые в будущем могут привести к тому, что практика устойчивого сбора урожая станет стандартом.

Поскольку глобальный интерес к церемониям аяхуаски и продуктам из лозы стремительно рос вплоть до начала пандемии COVID-19, можно сказать, что урожайность многих поставщиков все еще отставала от бешеного спроса. Однако, если темпы культивирования продолжатся, представляется вероятным, что производство B. caapi в какой-то момент превысит уровень потребления и восстановит устойчивость.

В этом переходе, вероятно, помогут последствия самой пандемии. Прекращение международного туризма привело к остановке большинства церемоний в Перу, а рекомендованные во всем мире меры социальной дистанцированности, вероятно, привели к значительному снижению экспорта B. caapi, по крайней мере, лозы, используемой для проведения церемоний.

По словам Килхэма, «основное потребление, сбор и торговля растениями, которые используются для приготовления аяхуаски, полностью прекратились. И из 123 или 126 центров аяхуаски, функционирующих в районе Икитоса, ни один не открыт. Ни один. Ни один. Ни один шаман не проводит там церемонии. Никто не делает там аяхуаску. Никто там не работает. Все закрыто. Это было разрушительно для сцены аяхуаски».

«Основное потребление, сбор и торговля растениями, которые используются для изготовления аяхуаски, полностью прекратились». ~ Крис Килхэм

Если рассматривать эти последствия через призму устойчивости аяхуаски, то они могут быть истолкованы как положительные, поскольку они, вероятно, внесут значительный вклад в восстановление дикой лозы и создадут определенное пространство для дальнейших усилий по выращиванию аяхуаски. По большей части, тонны лозы, которые ежедневно заготавливались в допандемические времена, теперь получили шанс вырасти, и мы, вероятно, увидим гораздо более здоровую картину после возобновления туризма и церемоний.

Следует отметить, что, с другой стороны, пандемия COVID, к сожалению, также внесла хаос в жизнь местного населения. Помимо очевидных медицинских осложнений, которые влечет за собой эта болезнь и которые могут быть особенно тяжелыми в общинах с низким уровнем здравоохранения, таких как многие из тех, что находятся в Амазонии, остановка туризма также подорвала экономическую жизнеспособность ранее оживленных мест проведения ретритов аяхуаски.

Как и во многих других регионах мира, чьи доходы в значительной степени зависят от туризма, внезапное сокращение числа посетителей в таких местах, как Икитос и Пукальпа, означает потерю работы и средств к существованию для сотен тысяч людей. Для многих этот экономический упадок, вероятно, не менее или даже более тяжел, чем риск для здоровья и жизни, который несет с собой эта пандемия.

Культивирование — ключ к устойчивости аяхуаски

Надеемся, что в 2024 году пандемия COVID-19 пойдет на убыль и постепенно возобновится международный туризм и местные церемонии. Поскольку все больше и больше людей выращивают эту лозу, оптимизм в отношении достижения устойчивости аяхуаски в ближайшем будущем выглядит привлекательным и, по крайней мере, в некоторой степени оправданным. Если учесть, что B. caapi требуется около пяти лет для созревания, а некоторые методы посадки, такие как сукцессионное поликультивирование, способствуют еще большей эффективности, этот момент устойчивости может быть не таким уж далеким.

Моделью, на которую может равняться Перу, являются крупные бразильские религии аяхуаски Santo Daime и União do Vegetal, а также гораздо более мелкая Barquinha. Массовые объемы варева, производимого и потребляемого этими церквями, похоже, выращиваются и собираются на устойчивой основе.

Хотя Панджер действительно наблюдал нехватку B. caapi в населенных районах Акко, где наблюдается значительная активность аяхуаски, он также отметил, что «многие из этих главных центров церквей, [которые] производят Дайме или Вегеталь (аяхуаску) для отправки в различные филиалы по всей стране и миру, имеют довольно хорошие плантации и управление, чтобы не иссякать». В переписке Карлос Суарес Альварес дополнительно упомянул о крупномасштабном культивировании B. caapi вблизи Сан-Паулу, далеко от Амазонки.

Хотя уровень туризма аяхуаски в Бразилии не может сравниться с Перу, можно сказать, что эти страны прошли через схожие процессы в плане добычи аяхуаски. Со временем растущее число членов бразильских религий аяхуаски создавало все большее давление на доступные ресурсы виноградной лозы, поэтому запуск крупномасштабных плантаций был необходим для обеспечения устойчивости.

Бразилия, однако, отличается тем, что экспорт лозы аяхуаски сильно ограничен, поэтому сбор урожая для этих целей незначителен по сравнению с Перу. По словам Килхэма, крупномасштабная экспортная деятельность в Перу, в результате которой ежемесячно добывается несколько тонн B. caapi, является особенно сильным фактором, вызывающим дефицит лозы:

«Перевозка аяхуаски из Перу в другие страны, такие как Коста-Рика, Мексика и Соединенные Штаты, может служить интересам людей, которые хотят пить за пределами Перу, но это оказывает значительное давление на предложение лозы». Спрос на аяхуаску продолжает расти, и экспорт вполне может оказаться большой угрозой для устойчивости».

Это еще одна причина, по которой Перу в ближайшие годы придется наращивать усилия по выращиванию лозы.

Аяхуаска еще осталась в большом количестве

При всем этом, как отмечает Килхэм, «в (перуанской) Амазонии есть всего несколько районов высокого давления, где аяхуаска была серьезно передержана. Это происходит в провинциях Лорето и Укаяли, потому что там находится самое большое количество центров аяхуаски из всех мест на земле…».

«Но если вы посмотрите на такие организации, как Santo Daime или Uniao de Vegetal, где сотни тысяч людей пьют аяхуаску каждую неделю, у них нет проблем с поставками…

«Почему? Потому что они культивируют ее».

«Культивирование — это нечто новое для провинций Лорето и Укаяли, потому что у них всегда было так много дикой лозы».

В других странах Амазонии, где развит туризм с использованием аяхуаски, таких как Колумбия и Эквадор, не наблюдается заметной нехватки лозы. В этих странах расположено меньше ретритных центров, и они принимают лишь малую часть туристов с аяхуаской, чем Перу.

«Знаете, лес такой чертовски большой… что вымирание растения как вида не совсем реально». ~ Франс Панджер

Необходимо также отметить, что, независимо от темпов сбора лозы в некоторых районах Амазонии, где туризм и производство аяхуаски процветают, не похоже, что лоза находится под угрозой исчезновения. Давление сбора урожая действительно только нагружает ресурсы вокруг мест с высокой активностью аяхуаски, и следует ожидать временной нехватки в этих доступных районах во время перехода к культивации.

Однако тропические леса Амазонки обширны и изобильны, и мы вряд ли истощим запасы B. caapi, особенно если будут предприняты надлежащие шаги в направлении устойчивого развития. Как выразился Панджер: «Знаете, лес такой чертовски большой […] вымирание растения как вида действительно нереально».

Прекрасным примером внедрения устойчивых практик сбора урожая является проект Ayahuasca Ayni, управляемый Храмом Пути Света, ретритным центром, уже находящимся на собственном пути к самодостаточности ayahuasca . Проект направлен на поддержку местных сообществ в посеве тысяч растений аяхуаски и чакруны с целью противодействия их чрезмерному сбору. Другие организации, такие как «Дерево света» , также сотрудничают с коренными народами в проектах по выращиванию лекарственных растений.

Таким образом, хотя на местном уровне есть некоторые причины для беспокойства по поводу ресурсов аяхуаски, важно осознавать, что ресурсы B. caapi не находятся под угрозой на большей части Амазонки (по крайней мере, не из-за сбора урожая), а также сосредоточиться на усилиях, направленных на восстановление в тех областях, где это необходимо.

Не одна угроза

К сожалению, сбор урожая — не единственная угроза устойчивости аяхуаски. Растущий уровень вырубки лесов в Амазонии в результате внешнего интереса к ее богатым ресурсам (земля, нефть, древесина, минералы, драгоценные металлы и т.д.) наносит гораздо больший ущерб тропическому лесу, чем мы когда-либо могли бы нанести простым ручным сбором урожая на доступных участках.

Невероятное биоразнообразие Амазонки с ее непревзойденным разнообразием флоры и фауны страдает от десятилетий истребления, причиняемого крупными многонациональными горнодобывающими и скотоводческими предприятиями. Если что-то и вызывает беспокойство, так это оценка WWF, согласно которой 27% крупнейших влажных тропических лесов в мире будут уничтожены к 2030 году , если мы будем продолжать в том же духе.

Что вы можете сделать?

Вот почему не только употребление аяхуаски, но и участие в экотуризме и традициях коренных народов любого рода влечет за собой этическое обязательство взаимности по отношению к местным сообществам и их родным землям.

Если вы дочитали этот текст до конца, я благодарю вас за интерес к устойчивому развитию аяхуаски и приглашаю вас рассмотреть возможность пожертвования на сбор средств для Ayahuasca Ayni или для одной из организаций, борющихся за сохранение культуры и биоразнообразия Амазонии.

Что касается более прямых действий, которые вы можете (и должны) предпринять для личной поддержки устойчивой практики сбора аяхуаски, мы рекомендуем вам поинтересоваться источником лекарства, которое вы принимаете.

Будь то церемония или ретрит, в котором вы участвуете, или продукт из лозы аяхуаски, который вы покупаете, постарайтесь узнать, были ли используемые растения получены в результате устойчивых усилий по выращиванию, или они были собраны в диких джунглях Перу (в частности, в регионах Лорето или Имирия).

Чем больше нас будет играть свою роль и поддерживать тех продавцов и посредников, чья лоза поступает из устойчивых источников, тем меньше будет спрос на сбор урожая из уже ослабленных районов. При таком подходе популяция B. caapi обязательно вернется к своему естественному состоянию изобилия в дикой природе, оставив сомнения по поводу ее устойчивости в прошлом.

Неужели в мире закончилась Аяхауска?
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap