Руководство для начинающих по исцелению аяхуаской

В последнее десятилетие все большее число жителей стекается в Амазонию, чтобы попробовать древний и мощный галлюциногенный чай — аяхуаску. Используемая коренными народами региона как тонизирующее средство, а также как таинство для важных духовных, социальных и культурных событий, аяхуаска была популяризирована как умопомрачительный, меняющий жизнь опыт, способный исцелить физические и эмоциональные недуги, которые не смогла устранить западная медицина.

Аяхуаска привлекает западных людей в Амазонию по самым разным причинам. Некоторые предпринимают последнюю попытку излечиться от серьезной болезни или преодолеть зависимость. Духовные искатели стремятся к следующему трансцендентальному пробуждению. Владельцы бизнеса приезжают в поисках творческого предпринимательского прорыва. Другие хотят преодолеть изнурительное горе, эмоциональную травму и тревогу.

При правильном подходе опыт аяхуаски может быть глубоко исцеляющим и позитивным. Однако существует и негативный опыт, который иногда оставляет участников церемонии аяхуаски в худшем состоянии, чем до ритуала. Этих рисков можно избежать, если предварительно провести исследование и должным образом проверить центры и организаторов.

Чтобы помочь вам понять, как действует этот загадочный амазонский чай, вот руководство для начинающих по аяхуаске, ее эффектам, использованию чая в лечебных и духовных целях, а также современным научным исследованиям ее терапевтических свойств и потенциального применения.

Что такое аяхуаска?

Аяхуаска — это древний алхимический отвар, родом из джунглей Амазонки. Для его приготовления используется виноградная лоза, которая содержит мощное психоделическое соединение природного происхождения N,N-диметилтриптамин или просто ДМТ. ДМТ содержится в лозе Banisteriopsis caapi (B. caapi), которая смешивается с несколькими другими растениями, включая Psychotria viridis (P. viridis). Растения-примеси содержат несколько алкалоидов, которые действуют как ингибиторы моноаминоксидазы или МАОИ. Основными алкалоидами, присутствующими в них, являются гармин, гармалин и тетрагидрогармин. Эти МАОИ действуют синергично с ДМТ, создавая интенсивный психоделический опыт.

Лозу B. caapi измельчают вместе с листьями P. viridis (или другими растениями, в зависимости от традиции), затем заливают водой и осторожно кипятят в течение нескольких часов. Затем чашки с темной горькой жидкостью выпиваются во время тщательно контролируемых церемоний, которые обычно проводятся ночью.

Название «аяхуаска» происходит от двух слов кечуа — общего языка, широко распространенного в бассейне Амазонки. Слово «Айя» означает «душа или мертвец», а слово «Уаска» — «лоза или веревка». Дословный перевод Айя-Уаска — «Лоза мертвых», «Лоза духов» или «Лоза душ». Аяхуаска известна в Южной Америке под многими названиями — некоторые из наиболее распространенных включают Яге, Каапи, Ла Пурга, Натема, Михи, Ла Медичина, Дайме, Вегеталь, Хоаска, Оаска или просто Айя.

Этот древний напиток глубоко укоренился в религиозных верованиях многих групп коренного населения и метисов. Он занимает центральное место в их церемониях исцеления. Традиционное церемониальное использование аяхуаски преследовалось испанскими колонизаторами, которые не знали о ее лечебных свойствах.

Считается, что аяхуаска исцеляет многие недуги, включая депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство. Она также используется для восстановления иммунной системы и очищения организма от паразитов. Аяхуаска обладает невероятным преобразующим действием; она может укрепить не только тело, но и разум и дух.

Физиологические эффекты аяхуаски

Наиболее распространенным физиологическим эффектом аяхуаски является очищение, или la purga. Это одна из самых важных частей церемонии. Считается, что чистка очищает человека, который пьет. Очищение является частью процесса обучения, потому что во время очищения вы узнаете о своей тени и болезнях.

Другие физические эффекты включают «тошноту, диарею, вибрацию/тряску, озноб и пот, ломоту в теле, непроизвольные движения и другие симптомы, напоминающие пищевое отравление или грипп». Во время приема аяхуаски вам будет трудно ходить или передвигаться. Вы также можете почувствовать успокоение, а некоторые люди даже засыпают. Физические эффекты можно ожидать до появления зрительных галлюцинаций.

Физические эффекты обычно начинаются через 20-60 минут, достигая пика примерно через 1,5-2 часа. Они проходят через несколько часов, но вы можете чувствовать себя по-другому в своем теле в течение нескольких дней после церемонии.

Физиологический риск при употреблении аяхуаски невелик, при условии, что у вас нет предыдущих заболеваний или вы не смешиваете ее с противопоказанными лекарствами — подробнее об этом ниже.

Психологические эффекты аяхуаски

Психологическое воздействие аяхуаски обычно начинается через 30-45 минут после приема и достигает своего пика в течение первого и второго часа. Окончательный спад наступает еще через 1-2 часа, а последействие или послесвечение может длиться от 1 до 8 часов, а в некоторых редких случаях даже несколько дней. Психологические эффекты аяхуаски сильно различаются у разных людей.

Некоторые из психологических эффектов включают в себя глубокое чувство связи со Вселенной и обновленное чувство любви, сочувствия и сострадания ко всему живому. Многие люди испытывают чувство покоя и принятия других людей, включая растения, животных и мир в целом. Вы можете получить глубокий духовный опыт, меняющий жизнь. Часто люди находят облегчение от депрессии и переживают глубокое эмоциональное исцеление от прошлых травм.

Среди мощных видений, о которых обычно сообщают, — «змеи, большие кошки, инсектоидные пришельцы и женщины-богини», а возможно, и воплощение самой аяхуаски. Вы можете испытать «бессмысленный визуальный шум, слуховые галлюцинации или звуковые искажения». Время и пространство не будут иметь никакого смысла, и вы можете испытать экстремальное замедление времени. Как отмечается на сайте Erowid, существует «повышенная вероятность принятия магического мышления и паранормальных идей».

Некоторые из негативных эффектов, которые человек может испытать или не испытать во время церемонии, включают «страх, паранойю, чувство потери рассудка, ощущение, что человек умирает, нежелательные подавляющие чувства, нежелательный или неожиданный духовный опыт, меняющий жизнь, личные откровения или переживание прошлых травм».

В Интернете можно найти анекдотические сообщения о людях, которые принимали аяхуаску в церемониальной обстановке. Они рассказывают о пережитых откровениях, духовных пробуждениях или внезапном понимании своего предназначения на планете. Есть много сообщений о людях, которые изменили свою карьеру или прекратили токсичные отношения после церемонии аяхуаски. Существуют также научные доказательства того, что аяхуаска обладает антидепрессивным действием (подробнее см. ниже).

История аяхуаски и географическое положение

Северо-западный регион бассейна Амазонки, где сходятся Колумбия, Перу, Эквадор и Бразилия, считается местом зарождения традиционного использования аяхуаски. Почти все коренные народы этих районов используют аяхуаску в ритуальных целях.

Карта Аяхуаски
  • Save
Карта Аяхуаски

Сказать реальное число этнических групп Амазонии, использующих аяхуаску, — задача не из легких, поскольку зачастую трудно определить, составляют ли две соседние общины с похожими обычаями и схожими языками одну этническую группу или две; сами амазонские народы обычно традиционно не заботятся о таких определениях, поскольку их традиционная лояльность и идентификация обычно были связаны с их собственной ближайшей деревней, а этническая/племенная идентичность — это новая концепция, которая развивается в наше время, когда амазонские народы организуют борьбу за свои права.

Традиционное использование метисов имеет центры в Икитосе и Пукальпе, Перу. За пределами этих районов большинство коренных народов также употребляют аяхуаску. Традиционное использование аяхуаски распространилось за пределы места ее рождения и в настоящее время распространилось по всему миру.

К сожалению, истинные истоки употребления аяхуаски, возможно, никогда не станут известны. В книге «Аяхуаска: священная лоза духов» Ральф Метцнер описывает, что на самом деле мы не знаем точно, где впервые была обнаружена алхимическая формула для приготовления аяхуаски. Что мы знаем наверняка, так это то, что к тому времени, когда западные этнографы наткнулись на нее в середине XIX века, она уже распространилась среди множества коренных племен в бассейне Амазонки.

Современное использование аяхуаски и культура аяхуаски

В настоящее время аяхуаска — это процветающий бизнес, и это может обернуться бедой для ничего не подозревающего искателя или посвящаемого. К сожалению, высокая стоимость ретритов аяхуаски породила несколько видов шарлатанов, мошенников и сексуальных хищников. Несмотря на несколько плохих семян в мире аяхуаски, все еще существует множество хороших, честных, традиционных или традиционно обученных аяхуаскерос.

Существует множество групп коренного населения и метисов, которые используют аяхуаску в качестве лекарства. Многие из групп, проживающих в Перу, являются вегетарианцами. Есть и несколько других, встречающихся в странах по всему бассейну Амазонки. Некоторые из них известны как орационисты, и они сосредоточены на исцелении с помощью молитв, взятых из таких книг, как «Санта-Крус де Каравака».

Две наиболее популярные группы родом из Бразилии. Это организации Santo Daime и União do Vegetal (UDV). Обе организации выиграли судебные процессы, чтобы использовать аяхуаску в легальной церемониальной/религиозной обстановке в Северной Америке, и легально действуют во многих странах Южной Америки. Эти две группы объединили христианство с использованием аяхуаски, распространив аяхуаску по всему миру.

Все эти группы с непоколебимой убежденностью считают, что большая часть их знаний получена в результате приема внутрь священных растений. Которые они метко назвали учителями растений или докторес (докторами).

В западном мире популярность аяхуаски стремительно растет. По всему миру каждые выходные проходят многочисленные подпольные церемонии. Существуют даже легальные варианты, и если вы чувствуете призвание к аяхуаске, вам стоит обратиться в место с многолетним опытом. Существуют церкви, где аяхуаска подается как таинство, например, UDV и церковь Санто Дайме. Кроме того, вы можете заказать поездку в Амазонию, чтобы испытать подлинную церемонию в традиционной обстановке.

В западном мире происходит нечто интересное. Там наблюдается внезапный всплеск гуру и нео-шаманов или городских шаманов, которые берут людей на ретриты по аяхуаске. Многие из этих людей кажутся настоящими, но некоторые из них просто делают это как источник дохода, и это опасные люди. Вы действительно хотите поехать с тем, кто прошел традиционное обучение или, по крайней мере, имеет скромные намерения. Вы должны знать, что ваш шаман побывал в аду и обратно и вернется туда, чтобы вытащить вас.

Аяхуаска отличается от большинства других психоделических переживаний — она очень мощная и продолжительная. Для этого вам лучше всего подойдет квалифицированный фасилитатор, например, лицензированный клиницист или опытный шаман/знахарь.

Некоторые люди с Запада после собственного глубокого переживания аяхуаски уезжают жить в Амазонию, чтобы научиться подавать аяхуаску у коренных жителей и метисов. Стать аяхуаскеро не так-то просто. Для этого требуются годы обучения, включающие строгую безвкусную растительную диету, сексуальное воздержание и большое количество аяхуаски, которая является тяжелым испытанием для ума и тела. Эти люди возвращаются на родину с традиционным обучением и проводят подпольные церемонии для современных искателей.

Легальность аяхуаски

Существует много путаницы вокруг легальности аяхуаски, потому что использование и транспортировка аяхуаски определяется законами отдельных стран о наркотиках и контролируемых веществах. Легальность варьируется от страны к стране. В некоторых странах аяхуаска, поскольку она содержит ДМТ, является контролируемым веществом, за которое предусмотрено строгое уголовное наказание. В других странах декриминализация личного употребления наркотиков не делает вещество легальным, и его транспортировка считается незаконной.

Даже в таких странах, как Перу, Эквадор, Колумбия, Бразилия и Боливия, где аяхуаска считается достоянием, легальное использование для коренного населения не распространяется автоматически на иностранцев в ретритных центрах, хотя власти редко возбуждают уголовные дела. В Бразилии использование аяхуаски законно в религиозном контексте, однако в терапевтическом контексте (например, в случае, когда психотерапевт вводит аяхуаску пациентам, обращающимся за лечением зависимости) это не законно. Кроме того, для получения религиозной защиты требуется регистрация и документация организации — не каждый может заявить, что его употребление аяхуаски носит религиозный характер.

Вокруг использования аяхуаски в религиозных и терапевтических целях существует множество юридических «серых зон», а дела, связанные с транспортировкой аяхуаски, по умолчанию попадают в отдел по борьбе с наркотиками правоохранительных органов.

Хотя большинство стран, включая Соединенные Штаты, подписали Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, являющуюся договором Организации Объединенных Наций:

В Комментарии к Конвенции о психотропных веществах отмечается, что, хотя многие химические вещества растительного происхождения контролируются договором, сами растения не контролируются.

Тем не менее, в большинстве случаев страны сохраняют право на то, чтобы их национальные законы о борьбе с наркотиками имели приоритет над договорными соглашениями.

В настоящее время в США разрешено покупать и хранить некоторые из необработанных растительных материалов, входящих в состав аяхуаски, но это может стать незаконным при извлечении ДМТ из растений. В настоящее время ДМТ входит в Список 1 контролируемых веществ. Однако некоторые города США и штат Орегон декриминализировали энтеогенные растения, включая аяхуаску.

В своей книге «ДМТ: молекула духа» доктор медицины Рик Страссман рассказывает о том, как он считает, что источником человеческого ДМТ является «таинственная шишковидная железа».

Недавние судебные дела в Нидерландах показали, насколько хрупкой является законность аяхуаски, когда даже религиозные исключения были отменены для таких групп, как UDV и Santo Daime.

Исцеление с помощью аяхуаски

Как уже говорилось выше, при поиске фасилитатора или шамана аяхуаски существуют реальные опасности. Воздействие аяхуаски очень мощное, и вы окажетесь в уязвимом состоянии. Поэтому вы должны полностью доверять группе людей, с которыми будете работать.

В верхней части Амазонки распространено мнение, что люди, в частности шаманы, обладают сильным желанием причинять вред другим. В основном существует два вида шаманов — это либо целители, либо колдуны (Beyer, 2010). Целители способны противостоять желанию причинить вред, в то время как колдуны либо не знают, как это сделать из-за отсутствия опыта, либо не могут, даже если пытаются, либо самые темные из них не хотят противостоять этим желаниям. Что отличает целителей от колдунов, так это самоконтроль и дисциплина.

Самоконтроль целителей должен выражаться в соблюдении строгой растительной диеты, называемой «Диета». Целители также не должны поддаваться желанию использовать свои магические дротики (цэнцак), полученные во время инициации, в легкомысленных или корыстных целях. Именно тот шаман, который владеет своими желаниями и нацелен на исцеление с помощью своего центака, обретает силу исцеления. Шаманы, которым не хватает самоконтроля, чтобы держать свои желания в узде, становятся колдунами. Целители учатся использовать свой центак для исцеления, в то время как колдуны используют свой центак для причинения вреда или убийства.

Неопытные практики опасны и могут причинить вам вред, просто чтобы проверить, смогут ли они это сделать. Когда они это делают, они начинают идти по темному пути, который очень легок по сравнению с путем, который должны пройти целители. Из-за отсутствия опыта колдуны могут вызвать одержимость духами или неизвестные болезни.

Целители остаются на трудном пути, потому что искренне желают исцелять с помощью своих сил. Они получают дары исцеления и любовной магии от духов растений. Именно целителей вы должны искать, если вы призваны к аяхуаске.

Научные исследования

Аяхуаска определенно обладает серьезной терапевтической ценностью. Существует множество свидетельств того, что она действительно помогает людям с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством, зависимостью и некоторыми другими серьезными психическими расстройствами. Кроме того, похоже, что он помогает избавить организм от паразитов и помогает людям справиться с иммунными расстройствами.

Хорошая новость заключается в том, что западная наука теперь подтверждает все эти истории о чудесном исцелении. Эти исследования дополняют шаманские знания о целительном потенциале аяхуаски.

Одно исследование бразильских подростков, регулярно употреблявших аяхуаску, показало, что они реже употребляли алкоголь, чем те, кто не употреблял аяхуаску (Doering-Silveira et al, 2005), а предварительное обсервационное исследование показало, что у людей с проблемным употреблением психоактивных веществ (зависимостью или пристрастием) значительно уменьшилась тяга к ним после одного ретрита с аяхуаской (Thomas et al, 2013). Аяхуаска изучается как потенциальный метод лечения расстройств пищевого поведения: появилось много историй о людях, которые излечились от тяжелых расстройств пищевого поведения благодаря глубокому опыту употребления аяхуаски (Lafrance et al, 2017).

Аяхуаска также появилась в научной литературе как потенциальное средство для лечения самых тяжелых случаев депрессии. В одном из предварительных отчетов было установлено, что однократный прием аяхуаски оказывает значительное лечебное воздействие на пациентов психиатрического отделения, страдающих депрессией (Osório et al, 2015), а два года спустя рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с участием тридцати пяти пациентов доказало, что аяхуаска может эффективно лечить тяжелую депрессию (Palhano-Fontes et al, 2017).

Эффективность аяхуаски в лечении этих состояний объясняется глубоким духовным опытом, который она вызывает. Исследования показали, что величина духовного опыта, сопровождающего психоделический трип, напрямую связана с лечебными результатами (Griffiths et al, 2016). Поэтому набор и обстановка опыта аяхуаски, а также способность фасилитаторов вызвать и направить духовное путешествие являются ключом к его терапевтическим свойствам.

Риски и медицинские противопоказания аяхуаски

Аяхуаска является серьезным растительным лекарством — она требует вашего глубочайшего уважения. С аяхуаской связаны определенные опасности. Вы должны иметь правильный набор и настрой для путешествия.

Для подготовки к приему аяхуаски может потребоваться специальная диета, называемая Диета. Диета поможет очистить организм от токсинов. Вам следует серьезно подумать о том, чтобы начать ее за двадцать дней или, в крайнем случае, за неделю до поездки. Диета считается хорошей практикой для того, чтобы подготовить себя физически, умственно и духовно. Это, в свою очередь, повысит вашу способность получить максимальную пользу от церемонии аяхуаски.

Настоящая опасность аяхуаски исходит от самих участников, которые не могут быть честными в отношении употребления рецептурных или незаконных наркотиков, что может привести к летальному исходу. Хотя и редко, но случаи смерти от аяхуаски, связанные с медицинскими противопоказаниями, имели место.

Крайне важно упомянуть шаману о препаратах СИОЗС. Хотя пока нет четких доказательств того, что это опасное противопоказание, существует теоретический риск развития серотонинового синдрома при сочетании с аяхуаской. Некоторые шаманы могут предпочесть, чтобы вы приостановили прием препаратов СИОЗС, если они не являются жизненно необходимыми.

Перед тем как отправиться в путешествие на аяхуаску, вам необходимо приостановить прием препаратов группы MAOI. Эти препараты могут вызвать серьезные заболевания, включая тяжелые нарушения работы печени и почек, сильные головные боли, гипертонию, сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, при сочетании с аяуаской.

Бругмансия или Тоэ — опасная примесь, которую используют некоторые шаманы. Это растение похоже на датуру или ангельскую трубу и при неправильном расчете дозы может вызвать необратимые психические проблемы или привести к летальному исходу.

5-MeO-DMT и Bufo alvarius пробивают себе дорогу в шаманские круги. И буфотенин, и 5-МеО-ДМТ могут иметь смертельные противопоказания с алкалоидами гармалы, присутствующими в аяхуаске. В медицинской литературе были зафиксированы два известных случая смерти — при вскрытии у них были обнаружены гармалин и 5-МеО-ДМТ (Sklerov et al, 2005).

В заключение, если вы всерьез рассматриваете возможность использования аяхуаски для самоисцеления, рекомендуется провести большое количество исследований, прежде чем брать на себя какие-либо обязательства. Задайте вопросы своему фасилитатору об используемых им ингредиентах и получите информацию о том, что вы собираетесь ввести в свой организм.

Аяхуаска может быть прекрасным опытом, если все сделано правильно. С другой стороны, она может стать настоящим кошмаром с длительными или даже фатальными последствиями, если вы не будете осторожны. Если вы планируете купить ингредиенты, чтобы сделать это самостоятельно в домашних условиях, пожалуйста, поймите, что аяхуаска отличается от большинства других психоделиков. Аяхуаска обычно принимается с опытным шаманом, потому что она очень мощная.

Источники

  • Beyer (2010). Self Control. Ayahuasca.com, retrieved from: http://www.ayahuasca.com/psyche/shamanism/self-control/
  • Doering-Silveira et al (2005). Report on psychoactive drug use among adolescents using ayahuasca within a religious context. Journal of Psychoactive Drugs 37(2), p141-144.
  • Griffiths et al (2016). Psilocybin produces substantial and sustained decreases in depression and anxiety in patients with life-threatening cancer: A randomized double-blind trial. J Psychopharmacol 30(12), p1181-1197.
  • Lafrance et al (2017). Nourishing the spirit: Exploratory research on ayahuasca experiences along the continuum of recovery from eating disorders. Journal of Psychoactive Drugs (DOI: 10.1080/02791072.2017.1361559)
  • Osório et al (2015). Antidepressant effects of a single dose of ayahuasca in patients with recurrent depression: A preliminary report. Revista Brasileira de Psiquiatria 37, p13-20.
  • Palhano-Fontes et al (2017). Rapid antidepressant effects of the psychedelic ayahuasca in treatment-resistant depression: A randomised placebo-controlled trial. Psychological Medicine 49(4), p665-673.
  • Sklerov J, Levine B, Moore KA, King T & Fowler D (2005). A fatal intoxication following the ingestion of 5-methoxy-N,N-Dimethyltryptamine in an ayahuasca preparation. Journal of Analytical Toxicology 29, p838-841.
  • Thomas et al (2013). Ayahuasca-assisted therapy for addiction: Results from a preliminary observational study in Canada. Current Drug Abuse Reviews 6, p30-42.
Руководство для начинающих по исцелению аяхуаской
  • Save

Оставьте комментарий

Share via
Copy link
Powered by Social Snap