Эта статья представляет собой обзор всех знаний о терапевтическом и духовном использовании рапе (нюхательного табака). Большая часть информации, приведенной в этом тексте, взята из моего опыта (автор: Винисиус Касагранде Форнасьер — Кумаху (Яванава)), а также опыта исследовательской группы (Sol da Manhã — Espaço Rapa Nuy) в Порту-Алегри.
Я понимаю важность разъяснения, ориентации и повышения осведомленности всех людей, использующих это мощное целебное средство, чтобы оно не было тривиальным или неправильно используемым.
Espaço Rapa Nuy в Порту-Алегри является эталоном в Бразилии в духовной работе с коренными народами, объединяя людей, обмениваясь знаниями и предоставляя общественности возможность немного познакомиться с культурой и традициями коренных народов со всей Америки.
Одной из особенностей этой группы является углубленное изучение рапе. Эта работа началась более 10 лет назад. За последние два года пространство заключило союзы, культурные и духовные обмены с этнической группой Хуни Куин (Kaxinawa) и, главным образом, с этнической группой Яванава — обе расположены в штате Акко.
Что такое рапе (нюхательный табак)?
Слово рапе «нюхательный табак» происходит от французского «râper» (скрести). По сути, это молотый, соскобленный или истолчённый табак, который вдыхают или нюхают через нос. До начала XX века употребление рапе в Бразилии было довольно распространенным явлением. Раньше он продавался в маленьких коробочках (похожих на спичечные коробки) или футлярах. Его использование в данном случае не связано с (духовными) ритуалами. Снафф, изготовленный исключительно из табака, ассоциируется с курением и может вызвать зависимость и заболевания, связанные с его чрезмерным употреблением. Однако рапе, используемый в духовных целях, состоит и из других растений — в этой статье мы сделаем акцент на использовании золы из коры дерева пау-перейра (Geissospermum vellosii), используемого коренными народами северной Бразилии.
Табак с духовной точки зрения
В духовном (шаманском или ритуальном) плане табак считается энергетическим растением, священным и используемым только в духовных и/или религиозных целях. Во многих местных традициях это растение считается растением-хозяином, а также рассматривается как отец или дедушка, содержащий всю мудрость предков леса.
Табак можно использовать в рамках четырех элементов:
- Огненный табак — это табак, сожженный в трубках (и подобных им) и просто затянутый, без проглатывания. В этом случае его часто используют для молитвы. Считается, что дым, выпущенный в воздух, несет молитву Великому Духу (Богу). Именно благодаря цивилизации или «белому человеку» табак приобрел другое измерение (привыкание, канцерогенность и т.д.). В большинстве традиций, предусматривающих ритуальное использование табака, его никогда не курят — это считается неуважением к духу предков этого священного растения.
- Водный табак — это табак, приготовленный путем настаивания в воде (в течение нескольких дней) и употребляемый перорально (в соответствии с ритуалом).
- Наземный табак — это сухой табак, который жуют и выплевывают (ритуал жевания).
- Воздушный табак — это ритуальное использование нюхательного табака (вдувают в нос).
Табак до сих пор широко используется для подношений (земле/земле и огню), рассматриваемых как форма благодарности или молитвы. Когда табак используется в духовных целях, он приносит очищение, центрирование, трансформирует негативные энергии в позитивные, служит вестником.
Рапе коренных народов
На севере Бразилии коренные народы использовали нюхательный табак на протяжении веков (до прихода белого человека). У некоторых этнических групп, таких как Хуни Куин — Каксинава и Яванава, нюхательный табак является «лекарством» (связанным с терапевтическим и духовным использованием).
Табак, используемый для нюхательного табака, выращивается (органически) самими людьми (и, как правило, за него молятся на всех этапах: посадка, выращивание, сбор урожая, подготовка). Наиболее известным является табак типа «mói», который готовится на веревке.
В этом случае нюхательный табак состоит из табака (pilado) и пепла (pau pereira, cumaru, canela, canela de velho и других компонентов).
Для этих людей рапе (нюхательный табак) — это лекарство, в котором содержится дух, обладающий огромной силой, приносящий исцеление, защиту и отгоняющий все виды зла. Следует также отметить, что нюхательный табак не нюхают, а вдувают в носовые ходы через своеобразную соломинку, называемую «тепи». Его также можно вводить самостоятельно с помощью инструмента, называемого «курипе».
В прошлом нюхательный табак использовался только шаманом племени, чтобы он мог «соединиться» или интегрироваться с природой, будучи в состоянии определить зло, которое может повлиять на его народ, или в ритуалах исцеления, с целью духовной защиты, определения болезни и привлечения силы духа этого лекарства для исцеления.
В настоящее время использование нюхательного табака в ритуальных целях становится все более распространенным не только в племенах, но и по всей Бразилии — религиозными объединениями, духовными группами, шаманскими терапевтами и другими. Его употребление связано с ритуальной Аяхуаской (Хоаска, Уни, Никси пэ, Санто Дайме). Этнические группы Хуни Куин и Яванава традиционно используют нюхательный табак в ритуалах с аяхуаской. Другой факт заключается в том, что эти этнические группы распространяют свои традиции не только в Бразилии, но и по всему миру. Таким образом, различные религиозные группы, которые ритуально используют аяхуаску (даже Санто Дайме), вводят нюхательный табак в свои церемонии.
У рапе и аяхуаски большая близость. Объединение этих энергий порождает больший свет, исцеление и духовное выравнивание.
Рапе и племя Яванава
В этой традиции нюхательный табак традиционно изготавливается из пепла коры грушевого дерева, называемого «Тцуну». Также по желанию добавляется небольшое количество корицы.
По данным Almeida (et al., 2007), пау перейра (Geissospermum vellosii) относится к числу наиболее изученных растений в народной медицине (имеются данные о лечении болезни Альцгеймера и доказанное обезболивающее действие), используется с середины 19 века для лечения малярии, плохого пищеварения, неумеренности, лихорадки, головокружения и запоров. Это мощный алкалоид (гейсоспермин, а также другие в меньших количествах), который добывают из коры грушевого дерева. Первые медицинские публикации об алкалоиде появились в 1837 году в Бразилии.
В настоящее время существует несколько исследований по медицинскому использованию этого алкалоида.
Изготовление рапе не очень сложное — но это все равно ритуал. Во-первых, необходимо иметь сухой табак и пепел Тцуну. Главным ритуалом выработки является столб (пестик) табака. Человек, осуществляющий этот процесс, должен быть сосредоточенным (молчаливым), так как считается, что большая часть силы нюхательного табака исходит от намерения того, кто его делает. Изготовление может быть церемониальным, с песнопениями и молитвами. Табак пиладо просеивается, а затем происходит алхимия: смешивание пепла и табака. Пропорция является переменной и определяется интуитивно шаманом.
Для яванава рапе обладает силой изгонять любое проклятие, которое может быть у человека. Оно также служит для помощи в процессах исцеления, защищая и объединяя целителя с силами природы. Его использование тесно связано с церемониальными ритуалами Уни, а также Сепа (натуральная смола, которая сжигается — используется как дым, обладающий большой силой в целительских работах).
Купить качественное рапе из Амазонских племён вы можете по этой ссылке.
Ритуалы с рапе
Рапе, используемое в ритуалах, называемых «roda de cura» (колесо исцеления), представляет собой церемонию, направленную на терапевтическое использование нюхательного табака. Церемония может состоять из различных ритуалов, таких как курение, молитвы, песнопения и применение рапе.
У неопытных людей рапе может вызвать сильные впечатления о нём (испуг от ощущений или сильные переживания), поэтому человек, который применяет и проводит ритуал, должен объяснить и обеспечить безопасную обстановку, чтобы человек мог действительно отдаться процессу. Кроме того, для первого раза обычно применяются меньшие дозы и умеренные вдувы. Для людей, имеющих опыт работы с этим веществом, применение может быть очень разнообразным, в зависимости от потребностей и целей.
По сути, рапе — это лекарство для соединения. Это мощное средство для изменения сознания (энтеоген). Я подчеркиваю это, потому что с духовной точки зрения рапе способен открывать многочисленные порталы, и человек может получить доступ к различным измерениям. По этой причине очень важно находиться в безопасной и подходящей обстановке для такого опыта. Песнопения, как и в ритуалах аяхуаски, играют очень важную роль, направляя человека на путь исцеления и просветления.
Рапе — это серьёзная работа! Использование этого лекарства всегда должно быть согласовано с духовной целью. Чтобы получить исцеление или духовное наставление, человек должен быть сосредоточен, молиться, стремиться к стойкости и отдаче.
Может ли «человек с улицы» применять рапе (нюхательный табак)?
Не каждый может применять (вдувать) рапе. Есть разница между самоприменением и применением к другому человеку. Самоприменение предназначено для людей, которые занимаются с рапе, и в этом случае оно является основополагающим для того, чтобы человек мог определить свою личную силу с помощью этого лекарства. Самостоятельное применение рекомендуется тем, кто уже прошел ритуал исцеления с помощью рапе, прошёл обучение у посвященного шамана и обладает осознанием и знанием этого мощного лекарства. Для мастеров, перед вдуванием другим людям делается самовдув (как способ связи и защиты).
В традициях коренных народов человек, желающий применять рапе, должен пройти глубокое обучение, с сильным применением рапе (чтобы иметь возможность глубоко познать лекарство), за которым следует специальная диета, где, в основном, исключается сахар (включая фрукты, красное мясо и соль) и сексуальные отношения.
Согласно традициям, сахар создает ложную энергию (как наркотик) и, поскольку он является стимулятором, делает человека менее чувствительным (поэтому создает трудности духовной связи), кроме того, стимулирует сексуальную энергию в период обучения (который составляет не менее 15 дней и может длиться месяц и более). Сдерживание сексуальной энергии во время учебы является основополагающим фактором, и как только это нарушается, учебу нужно начинать заново, с нуля.
В период обучения человек ежедневно употребляет рапе, молясь и прося наставления и благословения духа этого лекарства. Процесс обучения также является исцелением. Для человека, ведущего мирской образ жизни, эта диета может стать настоящей проблемой, сильно изменив его жизнь. Поэтому важно, чтобы человек находился под руководством опытного специалиста.
Важно понимать, что основная причина изучения применения рапе заключается в очень простой вещи: когда человек вдувает рапе другому человеку, между ними происходит сильный энергетический обмен (в основном для того, кто его получает), и поэтому я спрашиваю: какой тип энергии получает человек?
Лекарство из рапе основано на намерении. Согласно традициям коренных народов, рапе может как лечить, так и создавать болезни и духовные недуги, всё зависит от намерения человека, который его использует и/или применяет.
Применение рапе — это большая ответственность. Мы должны знать и полностью доверять человеку, который будет его применять, ведь мы отдаем свою жизнь в руки другого человека. Мастер, также получает энергию человека, которому он вдувает его, и в этом случае, если не было предыдущего обучения с рапе, он может получить плотные энергии, которые могут породить бесчисленное количество зла и даже болезней. Поэтому изучение (диета) является основополагающим для закрепления и понимания мощной энергии нюхательного табака.
Симптомы и преимущества рапе
Опыт употребления рапе очень интенсивен. Человек испытывает ряд физических, психологических и духовных реакций за очень короткое время.
Прямыми симптомами применения сильного нюхательного табака являются: сильное жжение во всей носовой части лица, ощущение жжения в полостях носа, сильное давление на голову, головокружение, ускоренное сердцебиение, одышка, тошнота, рвота, ощущение паралича тела и др. Однако это крайность — когда вдувают много рапе, в то время, умеренный вдув может быть вполне спокойным, ощущается лишь легкое головокружение и расслабление тела.
Купить качественное рапе из Амазонских племён вы можете по этой ссылке.
Рапе следует вдувать в обе носовые полости. Когда мы начинаем церемониальную работу, мы часто подчеркиваем эту информацию. Каждая из сторон носа представляет собой меридиан тела. Правая сторона ассоциируется с мужским началом (рациональным), а левая — с женским (интуитивным). Человек, которому предстоит впервые получить рапе, должен знать об этом. Некоторые наши опыты показали, что человек, который отказывается принять второй удар (страх), в итоге входит в процесс так же сильно или сильнее, чем обычно. В основном это связано с тем, что человек не поддается процессу исцеления и/или отвергает лекарство, что в некотором смысле подобно отвержению духа нюхательного табака.
Рапе, с психологической точки зрения, имеет дело в основном со страхами. Сильное целительское применение может привести человека к переживанию собственной тени и доступу к своим самым темным страхам.
Бесчисленные опыты доказали его эффективность в лечении депрессии, навязчивых страхов, бессонницы, тревоги и др.
Есть основания полагать, что пепел грушевого дерева нейтрализует часть никотина в табаке, что делает нюхательный табак средством лечения курильщиков. Это доказано, и я встречал несколько человек, которые бросили курить после ритуала с использованием нюхательного табака. Я изучаю рапе уже некоторое время, и меня часто спрашивают:
«Вызывает ли рапе (нюхательный табак) привыкание?»
Ответ прост: ритуальное употребление нюхательного табака (в рамках сакрального — духовного) не вызывает привыкания. Однако даже этот нюхательный табак с пеплом цуну может вызвать привыкание у тех, кто злоупотребляет (использует табак без духовной цели) этим лекарством.
С духовной точки зрения, рапе может значительно расширить сознание и медиумизм. Люди с сильным медиумизмом имеют интенсивный опыт использования рапе, получая четкую информацию, руководство и исцеление. Для тех, кто работает с этим лекарством, оно отлично подходит для центрирования, установления связи, инструкций для духовной работы и, кроме того, оно защищает наше тело и дух.
Рапе также очень эффективен для лечения дыхательной и пищеварительной системы. Я сам вылечил свой синусит, и бесчисленное множество людей излечились от ринита, у них повысился иммунитет против простуды и других респираторных заболеваний. Рапе является очень мощным средством для лечения пищеварительной системы.
Энергетически он непосредственно воздействует на солнечное сплетение (область желудка — также связанную со страхами, беспокойством и т.д.), вызывая у человека отрыжку или даже рвоту, устраняя плотные энергии из этой области. Он также очень эффективен при лечении запоров (немедленный эффект). Рапе также быстро лечит боли (головные или телесные), пробуждает тело (при сонливости и лени), приносит расслабление и ощущение холода (снижает давление).
У народа яванава есть обычай принимать рапе поздно вечером, после работы, чтобы охладить тело и расслабиться, после чего следует купание в реке. Рапе обладает преимущественно земной энергией. Поскольку это плотная энергия, когда мы находимся под сильным воздействием нюхательного табака, самый простой и быстрый способ уменьшить эффект — искупаться в холодной воде.
Рекомендации для тех, кто использует Рапе в терапевтических и духовных целях
Рапе — это священное лекарство — могущественный дух леса, и относиться к нему следует именно так. Это очень сильное лекарство, которое, как я уже говорил, может принести пользу или вред, все зависит от того, как его использовать.
Человек не принимает табак постоянно. Тем, кто изучает нюхательный табак, рекомендуется употреблять его утром (перед завтраком), поздно вечером (после работы) или перед сном (чтобы вызвать хорошие сновидения и иметь спокойный сон). В церемониальной работе можно сделать несколько вдувов, в зависимости от необходимости и цели.
Не рекомендуется принимать рапе под знойным солнцем (особенно в периоды, когда солнце наиболее сильно). В этой ситуации сила рапе уменьшается, и, кроме того, в племенах верят, что это все равно что бросить вызов духу Солнца.
Слишком частое употребление рапе вызывает мягкость, слабость, боль в суставах. Поэтому даже тем, кто учится, важно сделать перерыв на несколько дней и пройти курс лечения, а затем соблюдать диету (без сахара, секса и рапе).
Следует избегать употребления и/или применения рапе с людьми, которые наблюдают и не знакомы с этой практикой. Согласно Хуни Куин, человек, применяющий его, может заразиться каким-либо заболеванием или болезнью из-за энергии, генерируемой наблюдающими.
В обеих этнических группах считается, что очень слабые или очень сильные вдувы не приносят пользы человеку принимающему или получающему. Рапе — это целебное лекарство; если его принимать, оно должно быть достаточно сильным, но не сильнее, чем нужно (отсюда важность изучения и опыта использования нюхательного табака).
Не рекомендуется давать свои инструменты для применения (особенно курипе), за исключением людей, которые обмениваются с вами рапе и которым вы полностью доверяете.
Берите рапе только у тех, кого вы знаете и кому доверяете. Также избегайте получения или самостоятельного применения рапе из неизвестных источников.
Это лишь несколько важных рекомендаций для тех, кто хочет получить хороший опыт использования рапе. Наслаждайтесь с осознанием и всегда помните, что нюхательный табак — это шаманское (целительное) лекарство, и поэтому его следует использовать с уважением.
HAUX! Винисиус Касагранде Форнасьер под редакцией Михаила (Дом Камбо).
Источники
- ALMEIDA, Márcia Rosa de; LIMA, Josélia Alencar; et al.PEREIRINHA – O primeiro alcaloide isolado no Brasil. Revista Fotoquímica – Ciência Hoje, Rio de Janeiro, RJ. 2007, 6 pag.
- TAVARES, Juliana de Abreu Werner. AVALIAÇÃO DA ATIVIDADE ANTINOCICEPTIVA DO EXTRATO BRUTO, DAS FRAÇÕES DOS COMPOSTOS OBTIDOS DE Geissospermum vellosii. Dissertação de Mestrado, programa de pós graduação da UFSM. Santa Maria, RS, 2008. 78 pag.
- VINNYA, Aldaiso Luiz. Ochoa, Maria Luiza Pinedo. Teixeira, Gleyson de Araújo. (Orgs.) Costumes e Tradições do Povo Yawanawá. Comissão Pró-Índio do Acre / Organização dos Professores Indígenas do Acre. – Rio Branco, 2006. 180p.