Рапе и шаманизм среди групп коренного населения в среднем Пурусе (DIO PURUS), Амазония

ГИЛТОН МЕНДЕС ДОС САНТОС / Федеральный университет Амазонас, Манаус/АМ, Бразилия

ГИЛЬЕРМЕ ГЕНРИКЕС СОАРЕС / Федеральный университет Амазонас, Манаус/АМ, Бразилия

Аннотация

Изготовленный из табака, рапэ занимает особое место в шаманизме коренных народов среднего Пуруса (Амазонки). Цель данной статьи — изучить использование и значение рапе среди некоторых из этих групп, что поможет раскрыть его роль и привести некоторые предварительные соображения о шаманских практиках в регионе и отношениях коренных народов с различными существами, населяющими вселенные, описанные в их космологиях. Предложение заключается в проведении исследования, основанного на данных, полученных из исторических документов и этнографических отчетов о различных группах, проживающих в регионе. Даже без исследования, которое подходит к вопросу сквозным образом, представленные данные указывают на неизбежную связь между рапе и шаманизмом в среднем Пурусе и помогают нам понять множество групп, населяющих этот регион, как систему в коммуникации, указывая на этнологию Пуруса вне исторических или этнонимических различий.

Ключевые слова: Рапе, шаманизм, коренные группы, Пурус, Амазония

Введение

Помимо остроты, с которой некоторые путешественники описывали реку Пурус в своих рассказах (Ehrenreich 1948[1891], Schultz & Chiara 1955, Steere 1949[1901], Coutinho 1862, Chandless 1949[1864]), более внимательный читатель, возможно, имеющий скрытые мотивы, заметит, что эти тексты имеют еще кое-что общее: употребление рапе среди коренных групп населения упоминается, по крайней мере, вскользь. Контакт с этими работами позволяет нам предвидеть социальное и космологическое значение использования этого стимулятора, которое еще не было исследовано антропологической литературой, по крайней мере, в изучаемом регионе.

В отличие от исследований, посвященных важности животных в космологии индейцев (Descola 1992, Viveiros de Castro 1996, Fausto 2002), в этой дисциплине мало исследований, посвященных взаимоотношениям человеческих групп с растениями в коренной Амазонии. Среди них стоит выделить ценный текст Леви-Стросса, изначально написанный для «Справочника индейцев Южной Америки» (1946-1950) и переведенный в «Suma Etnológica Brasileira» (1987), о важности диких растений, известных и используемых индейцами континента, которые, помимо прочего, знали, как использовать их физические и химические свойства.

Сделав оговорку о сложности определения того, что является диким, а что культивируемым в тропическом контексте, Леви-Стросс упоминает о широком использовании таких растений коренными группами. Однако стоит подчеркнуть, что антропологическая продукция о взаимодействии людей и растений, или «антропология растений», почти полностью сосредоточена на культивируемых видах, системах выращивания, ландшафтном строительстве, сельском хозяйстве или агробиоразнообразии.

Для начала вспомним основополагающую статью Карла Сауэра (1987), в которой прослеживается строгая панорама культивирования растений в тропической Америке в доколумбовый период1. Будучи поклонником диффузионизма, автор рассматривает свою работу как попытку изучить коллекцию культурных растений как «свидетельство зарождения американских культур и их распространения» (Sauer 1987: 64). В своем исследовании он перечисляет каждый из видов, указывая на места их происхождения, изменчивость, адаптацию, распространение, методы выращивания и т.д.

Важные исследования были проведены Chernela (1987) и C. Хью-Джонс (1979) в Альто-Рио-Негро, показывая как социальный маршрут семян и символическое и аналоговое взаимодействие между переработкой маниока и народным производством. Также исследования в области исторической и культурной экологии, проведенные Ривалем (1993), указывают на сплетение механизмов коэволюции растений и динамики социальной жизни.

Исследования французского антрополога Филиппа Дескола (1989), основанные на его этнографии праксиса и экологии ачуар Эквадора, подчеркнули социальные представления, заложенные во вселенной культурных растений, и в последнее время указали на глобальный анализ практики «формирования ландшафта», в которой открытые участки для выращивания (сады) рассматриваются как микро-лес, а лес — как макро-лес.

Опираясь на открытия генетики и археологии, классические исследования в области исторической экологии стимулировали и достигли границ антропологии, показав, что экосистемы Амазонии на самом деле являются результатом деятельности человека, который изменил и обогатил их ландшафты, классически считавшиеся естественными или дикими, в процессе отбора, размножения и одомашнивания бесчисленного количества видов (Clement 1989, Balée 1989).

Этнографические исследования Кая Орхема (1993) с макуна из верхнего Рио-Негро, на территории Колумбии, отдают приоритет туземным представлениям о растительном царстве, показывая более чем анимистический взгляд на мир, в котором растения имеют различную природу, в зависимости от точки зрения каждого животного. В этом же направлении Жоана Кабрал Оливейра (2012) указывает в недавнем исследовании, посвященном ваджапи, что лес — это среда, населенная владельцами растений.

Опасный характер растений — или их владельцев или обитателей — весьма выразительно описывают энавене из Южной Амазонии. По их словам, существа, обитающие на деревьях леса, — это гигантские людоеды, всегда стремящиеся напасть и украсть душу тех людей, которые не соблюдают социальные правила (Mendes dos Santos 2001, 2006). Об этом же говорит Питер Гоу (1987) в малоизвестной и довольно незатейливой статье о взаимодействии групп Нижней Урубамбы с лесом, озаглавленной «Чудовищная жизнь растений». В тексте автор указывает на знание, силу и опасность леса (monte), места обитания злобных существ, вызывающих болезни и смерть, реального сообщества людей, забота о которых должна быть удвоена.

В небольшом отрывке своей диссертации о джараварах, Майза (2009) раскрывает своеобразные отношения этой группы с растениями. Для них растения имеют физический и видимый аспект на Земле, но, в то же время там есть дух, который живет на небесах. Таким образом, когда джаравара закапывают семя, как только растение выходит из земли, его дух также появляется и ждет, когда его начнут искать другие существа, населяющие верхние слои космоса. Таким образом, все виды, которые они выращивают, также являются духами на небесах, называются сыновьями того, кто их посадил, и сыновьями вида, к которому они принадлежат. Когда человек умирает, его дети, духи растений, приходят за ним из земли и забирают его к себе.

Некоторые лесные растения выглядят совершенно особым образом в контексте коренной Амазонии. Существуют различные исследования, которые показывают использование и значение Erythroxylum coca, или просто коки, известной как ipadu в верхнем Рио-Негро и katsupari у различных народов бассейнов Пурус и Журуа; chacrona и mariri — народные названия растений, используемых для изготовления напитка, известного как аяхуаска. Эти растения используются, в общем, как средства доступа к другим регионам космоса и его обитателям, откуда (и через которые) специалисты получают новые знания, ведут диалоги, приносят песнопения, новости и предзнаменования. Таким образом, растения, участвующие в этом процессе, являются существенными компонентами этого взаимодействия между людьми и нелюдьми, другими словами, особым посредником интерсубъективных взаимодействий.

В Медио Пурус нюхательный табак (рапе) является растительным транспортным средством этого космического путешествия для большинства коренных групп, консолидированным продуктом культуры, основанной на лесных растениях и/или культивируемом табаке, лесных растений и/или выращиваемого табака. Различные группы, населяющие этот регион, нашли в нюхательном табаке (рапе) средство, которое переносит их в мир плененных душ и к разумному общению с духами и представителями животных, птиц, рыб и растений. В некоторых случаях нюхательный табак также играет роль антивенома, нейтрализуя и успокаивая желание и гнев тех, кто ищет естественные принципы тимбо или тингуи для смерти и превращения в нечеловеческого другого.

В данном тексте предлагается изучить использование и значение нюхательного табака среди некоторых групп населения Среднего Пура, тем самым способствуя раскрытию его роли в отношениях между людьми, людьми и нелюдями, а в некоторых случаях между нелюдями и животными. Предложение заключается в проведении исследования на нескольких участках на основе данных, взятых из исторических документов и этнографических рассказов о различных группах, населяющих регион. К вышеупомянутым источникам мы добавим информацию, полученную от представителей этих групп в неформальных беседах в городе Лабреа, во время семинаров, проведенных исследователями проекта Rios e Redes. Средний Пурус — это регион, исторически населенный несколькими группами языковой семьи Арава и представителем семьи Аруак — Апуринья, сформировавшими сложную систему обменов, браков, ритуалов и обвинений в колдовстве. Эта региональная социальная система была искалечена агрессивным приходом экстрактивистских фронтов со второй половины 19 века. В результате этого несколько групп были уничтожены, другие сократились и раздробились, а третьи объединились в качестве стратегии выживания.

Напомним, что в настоящее время в районе Среднего Пуруса проживают восемь коренных народов, которые идентифицируются следующим образом: Апуринã, Паумари, Дени, Джамамади, Джаравара, Суруваха, Банава и Хи-Меримã, все они распространены вдоль этой реки и ее небольших притоков. К этому списку также можно добавить Катукину и Мамори, которые, несмотря на то, что их осталось немного, имели историческое значение в жизни Амазонки. Хотя они не присутствуют в регионе, в тексте также будет упоминаться2.

Представленный здесь материал и обсуждение относятся к этим группам, среди которых нюхательный табак используется практически в каждый момент дня, начиная от коротких пауз в работе, чтобы «принять» дозу, до ритуального использования, до моментов, посвященных исключительно его употреблению, будь то для достижения опьянения или оживления разговора в конце дня.

Мы будем развивать этот текст в двух частях: в первой части будут представлены исторически описанные техники и инструменты для изготовления и употребления нюхательного табака, а также растения, используемые вместе с табаком для приготовления порошка; во второй части мы исследуем его роль в повседневной жизни и основные свойства, которые действуют на социальную жизнь и проникают в космологию этих народов.

По возможности, мы сообщаем туземное название, данное определенным инструментам, растениям или веществам. Однако определенные контексты все еще нуждаются в более глубоких исследованиях и уточненных этнографических данных относительно терминологии, используемой в туземных классификациях. Точно так же, в некоторые моменты было удобно исследовать мифические повествования, в другие мы считаем, что описание практик раскрывает аспекты космологии, заложенные в установлении интимного контакта между специалистами и другими существами, населяющими космос.

Растения и техника изготовления рапе (нюхательного табака)

По сути, нюхательный табак — это порошок, полученный в результате измельчения сухих листьев табака (Nicotiana tabacum L.). Однако большинство групп среднего Пуруса смешивают с ним другие растения. Сопоставление исторических источников и этнографической информации дает нам следующую информацию о нюхательном табаке, производимом жителями этого региона.

Путешественник Джозеф Стир (1949[1901]) заметил, что для изготовления нюхательного табака джамамади обжаривают зеленые листья табака на дне глиняного горшка, поставленного на раскаленные угли. Раствор, сделанный из скорлупы бразильского ореха, затем частично заполнялся горящими углями, которые вскоре выбрасывались после нагревания. В этой среде листья толкли и измельчали в очень мелкий зеленоватый порошок.

Эренрайх (1948[1891]) также рассказывает, что среди этой группы порошок хранился в простой раковине улитки и всасывался через полую кость птицы или свернутый лист. В то время, когда Крёмер (1985) был с этой группой, он сообщил, что среди джамамади высоко ценится использование нюхательного табака (рапе), к порошку которого примешивается часть золы из коры плодов какао3. Даже сегодня метод и производственные инструменты остаются неизменными.

Купить качественное рапе из Амазонских племён вы можете по этой ссылке.

Среди апуринов Эренрайх (1948[1891]) сообщает, что нюхательный табак изготавливался путем поверхностной сушки табачных листьев на глиняной тарелке, помещенной над горячими углями. Затем они промыть их на куске дерева, подвергая воздействию тепла до полного высыхания. Затем они опрыскивали листья и измельчали их на кожуре плода и смешали с золой различных пород дерева, таких как апакитири, также известной как торем или эмбауба (Cecropia pachystachya), и укутана, апуринское название вида, который мы пока не смогли идентифицировать. У апуринов существует обычай хранить нюхательный табак в раковине улитки (мекару), горлышко которой сделано из небольшого куска такары с пробкой из перьев тукана. Она высасывается с помощью мелких птичьих костей, иногда соединенных попарно, называемых мексиканами (Schiel 2004).

Рисунок 1 - Корпус ("мэкару") и вакуумная трубка ("мексикана"). Источник: Schiel (2004)
  • Save
Рисунок 1 — Корпус («мэкару») и вакуумная трубка («мексикана»). Источник: Schiel (2004)

Из прочтения работы Шиля (2004) можно понять, что между человеком и его рапе существует прочная связь, эти инструменты хранятся с большим рвением. Шаманы — это те, у кого самая сильная связь. Говорят, что некоторые из них, бодрствуя или во сне, могут обрезать своей мексиканой камни (заклинание), которые посылаются в их деревню. Мексикана также фигурирует в мифическом повествовании как прародитель Цуру и его трех братьев. Согласно мифу, ночью соломинка превращается в мужчину, чтобы соблазнить мать героя.

В прежние времена апурины использовали нюхательный табак (рапе) только в шаманских целях в своей целительской практике. Сегодня его в изобилии «принимают», и, согласно информации от некоторых индейцев региона, эта популяризация началась в 1980-х годах индейцами из CIMI и FUNAI, которые выпрашивали этот продукт у шаманов. Его популяризация охватила широкие слои населения и покинула конкретную область его использования, а также изменила способ его производства. Сегодня нюхательный табак Apurinã изготавливается из табака и других ингредиентов, таких как breu de Jatobá (Hymenaea courbaril L.) и Amescla (Protium heptaphyllum). Эти новые компоненты придают продукту аромат и лечебные свойства: его можно использовать для лечения гриппа, простуды и головной боли (город Лабреа, личное сообщение).

Стир (1949[1901]) был одним из первых, кто зафиксировал употребление (рапе) нюхательного табака среди индейцев паумари. По его словам, обжаренные и измельченные зеленые листья табака смешивались с пеплом коры плодов какао, так же, как это делают джамамади.
Согласно исследованиям Пранса (1978), среди паумари есть нюхательный табак, приготовленный из «лозы» бигномии (Tanaecium nocturnum), который они называют koribó. Для его приготовления берут зеленые листья и обжаривают их до сухой корочки. В таком хрупком состоянии они образуют основу для очень мелкого порошка, который просеивают и смешивают с табаком. Смесь получила название koribó-nafuni.

Согласно Бонилле (2007), паумари не сажают табак. Автор добавляет, что в состав продукта могут входить еще три растения: кавабо (Virola elongata), также упомянутое Прансом (1978) в вышеупомянутом исследовании; манака (возможно, растение рода Brunfelsia); и ава-нафани, название которого буквально означает «лист дерева», который, как говорят, делает нюхательный табак более крепким. Еще одно упоминаемое вещество — катисая, которое, согласно Бонилле (2007), является мощным галлюциногеном, добываемым из неустановленного растения. Однако паумари говорят, что шаманов, использующих последнее, не существует, поскольку посвящение в это вещество должно происходить при соблюдении строгих сексуальных и пищевых ограничений.

Рисунок 2 - Камни Иджори. Источник: Bonilla, 2007.
  • Save
Рисунок 2 — Камни Иджори. Источник: Bonilla, 2007.
Рисунок 3 - Соломинка для табака (Хирохиро) и ракушка (бако). Источник: Bonilla, 2007.
  • Save
Рисунок 3 — Соломинка для табака (Хирохиро) и ракушка (бако). Источник: Bonilla, 2007.

Гюнтер Кромер (1985) заметил, что рапе, изготавливаемый суруваха, состоит из порошка табачных листьев, называемого кумади, и пепла Theobroma subincanum, известного в регионе как купуи. Табачные листья, собранные с новой плантации, отбираются и обезвоживаются на слабом огне, чтобы не сделать их хрупкими, и хранятся в корзинах. Для изготовления нюхательного табака их необходимо поджарить на раскаленных углях, после чего их кладут в пестик и измельчают. В свою очередь, скорлупу купуи сжигают в небольшом глиняном горшке на медленном огне, а пепел добавляют в табачный порошок, смешивая и толкая два ингредиента вместе.

Апарисио (2014) также сообщает об употреблении нюхательного табака суруваха. Процесс, описанный этим автором, идентичен тому, что зафиксировал Кромер (1985), хотя он добавляет, что каждый человек сохраняет табак в клюве тукана, используемом в качестве контейнера, и вдыхает его с помощью кости крыла птицы (gavião-real, urubu-rei, mutum). По данным Aparicio (2014), мужчины и женщины суруваха также нюхают табак, однако продукт, изготовленный женщинами, слабее, чем у мужчин.

Основу нюхательного табака яравара составляет растение, известное им как xinã, которое также дает название продукту. По словам джараваров (по крайней мере, информантов), xinã — это не табак. В отличие от табака, который жители рек сажают в поймах рек, ксина выращивается на полях или во дворах на земле. Иногда джаравара делают рапе из табака (мы не знаем, смешивается ли он с xinã или заменяет его), приобретенного у прибрежных жителей, а также смешивают его с cupuí, растением, которое можно найти в лесу или вырастить у себя во дворе из семян. Качество купуи определяет, будет ли нюхательный табак сильным или слабым. В последнее время джаравары добавляют в своё рапе некоторые виды бреуи, чтобы придать продукту аромат.

Для приготовления рапе джаравара собирают листья ксина и оставляют их на солнце примерно на полдня. По истечении этого времени удаляют центральную жилку листьев («тала») и кладут их на керамическую тарелку, которую ставят на огонь для полного обезвоживания листьев. Другой способ — положить листья прямо на жар углей, поддерживая их тонкой палочкой, открытой посередине, в виде «шампура». Так или иначе, листья, уже хорошо обезвоженные (пока они нагреваются в огне, их «тестируют», чтобы проверить «точку»), ломают на мелкие кусочки и смешивают с пеплом купуи. Всё это потом измельчается внутри ежика из бразильского ореха с помощью деревянной палки (Cidade de Lábrea, личное сообщение).

В отличие от Paumari и Apurinã, нюхательный табак Jarawara предпочтительно изготавливается женщинами, особенно старшими, опытными и знающими, которые также «принимают» shinã.

Сила рапе

Как мы уже видели, рапе — продукт, производимый всеми группами населения региона Средний Пурус. Джаравара используют его повсеместно: от лечения гриппа, головной боли и бессонницы до «транквилизатора» перед принятием ванны для расслабления или в кругу друзей. Среди апуринов нюхательный табак используется всеми, будучи когда-то исключительно продуктом шаманизма, как и среди паумари, для которых нюхательный табак по-прежнему является ингредиентом, предназначенным только для шаманов.

Суруваха также используют кумади в повседневной жизни. Он побуждает людей оставаться активными и в хорошем настроении, устраняя праздность и пассивность (zama kahyzynaxu). В сумерках они всегда задувают рапе, в которых суруваха говорят о делах дня, важных вопросах или рассказывают старые истории (Aparicio 2014).

Анализ исторических документов и этнографических рассказов, однако, позволяет выявить фундаментальное свойство, его использование для совершения экстраординарных действий, применение в шаманской деятельности. Schiel (2004) приводит среди апуринов миф о герое Цура, которого после того, как его проглотила большая змея, спасает «дедушка арирамбинья», который, несмотря на свои размеры и недюжинную силу, берет рапе и дважды протыкает брюхо змеи.

"…Может быть, ты сможешь вытащить Цуру из брюха змеи...
Ах, мой внук, я покажу этому здоровяку, как мы это делаем. 
Берегите себя, мои внуки! 
Пойдем и позаботимся об этом, пока я еще в настроении!
Внуки мои, где змея?
Она лежит там.
Так что давайте позаботимся об этом, пока еще не поздно. 
Он взял своё рапе, вставил его в нос и положил в рот4. 
Арирамбазинья пронзил большую змею: 
"туки-туки! хуумм… кви, кви, кви…", - он сделал это!
Он проткнул второй раз. 
Он пронзил и расколол брюхо змея. 
Там, где маленькая змея проткнута - уже течет кровь" (Schiel 2004:238).

Суруваха рассказывают историю о народе под названием Амакси. По сюжету, антропофагические сущности (джакимеди) каждую ночь рыщут по малока амакси, захватывая людей и унося их на съедение. Один за другим амакси исчезают из-за похищений, пока не остается только шаман. После долгого плача, вызванного одиночеством, шаман амакси нюхает много рапе и присваивает себе силу всех ядов: силу кайксимени, силу ксихихи, силу тимбо и силу тингуи. Так наступает день, когда шамана также забирают якимеди. После того, как они съедают его, они начинают чувствовать себя плохо из-за ядов, их животы взрываются, и таким образом все якимеди умирают (Aparicio 1998).

Согласно Апарисио (2014:121), среди суруваха кумади является механизмом передачи власти, наделяющим шамана властью над болезнью, заклинаниями и смертью:

«Рапе, который шаманы регулярно и интенсивно вдувают посвящаемым, является основной процедурой передачи власти Инива».

Кульминацией шаманской инициации у апуринов является встреча молодого человека с большим ягуаром в лесу. Стремящийся должен контролировать свой страх и позволить ягуару лизнуть его. В конце концов, ягуар превращается в человека и приглашает его принять рапе и научить его великим тайнам шаманизма (Schiel 2004). Это также зафиксировано Аморимом (2014) среди кулинов.

Рапе также является посредником в общении и путешествии шамана в другие области космоса. Именно это свойство делает рапе «веществом шамана», с помощью которого он общается с духами во время сеансов исцеления. Шульц и Кьяра (1948 [1891]) сообщают, что тукрина (кулина) различают два вида болезней: обычные болезни и болезни сверхъестественного происхождения, последние из которых могут быть вылечены только шаманом, наделенным магической силой, или токориме, душами людей и животных, которые они включают в себя. Центральным элементом в лечении этого типа заболеваний является рапе, без которого ни знахарь, ни токорим не имеют никакой силы5. Драгоценную информацию о ритуале токориме, проводимом Кулиной, можно прочитать в работе Аморима (2014). Там рапе имеет фундаментальное значение в ритуале. Вдыхание табака способствует взаимодействию шаманов с духами токорима, и более того, они принимают их точку зрения. Шаман использует нюхательный табак в основном для привлечения токорима, но он также может использоваться в качестве защиты6 (Amorin 2014). Мигель Апарисио (2014:120) также говорит нам о суруваха:

«Табак (кумади, рапе) — это растение шаманов, средство, которое способствует общению между людьми джадава и позволяет получить доступ к перспективам джадавасу, духов, транзит в другие ландшафты космоса».

Среди паумари рапе — продукт, традиционно используемый шаманами (арабани). Его цель — дать возможность общаться с духами (животных, рыб, птиц, растений), приглашая их принять участие в церемониях. Примерами являются «фестиваль пупунха» (кавирихава), «фестиваль ламантина» (бомахава) и «фестиваль молодой девушки» (амамаджи) — «уход девушки», как они называют уединение в период полового созревания. В таких случаях рапе готовится и используется самим шаманом. Согласно Бонилле (2007), некоторые растения имеют вторую форму/дух, «форму ягуара» (jomahini), который, когда его вызывают, участвует в ритуалах в деревне, где он может сбросить свой облик и предстать перед шаманами в своем человеческом состоянии. В этом контексте растения, используемые в рапе, имеют форму ягуара, давая шаману паумари силу и мощь, чтобы справиться с самыми разными существами космоса.

Проглотив желтое вещество под названием катухе и приняв значительную дозу рапе, шаман дени отправляется в космическое путешествие в поисках причины болезни (Rodrigues 2010). Так же поступает шаман у джаравара: чтобы вылечить болезни или подняться на небо, где обитают различные духи, он должен обязательно нюхать рапе (Maizza 2009). Шаманы апурингов должны жевать кацупары и принимать много рапе, пока не «опьянеют», чтобы провести лечение (Schiel 2004). Наконец, среди восточных джамамади «шаманский транс» достигается с помощью музыки и рапе (Rangel 1994).

Купить качественное рапе из Амазонских племён вы можете по этой ссылке.

Рапе также появляется в Среднем Пуре как своего рода инвертор поведения или положения субъектов, превращая гнев в спокойствие, конфликт в гармонию или врагов в друзей. Среди апуринцев эти фестивали обычно называются xingané. Один из моментов этого ритуала, когда внешняя группа посещает деревню, обычно начинается с инсценировки войны, ставящей участников в положение врагов. Однако в конце союз скрепляется обменом рапе, как записал Шиель (2004):

«Гости прибывают вооруженные, разукрашенные и украшенные кустарником. Они приходят с криками. Те, кто из дома «идут на встречу», также вооружены. Когда они встречаются, лидеры выходят вперед и начинают быстрый и громкий разговор (по-португальски они называют этот диалог «cort sanguiré»), при этом их оружие всегда направлено в грудь друг другу, а позади них стоят компаньоны, стоящие наготове, с оружием, также направленным на тех, кто спорит. Когда они понижают голос, они также понижают оружие, и лидеры берут рапе из рук друг друга» (Schiel 2004:73).

Среди суруваха рапе часто используется как средство для преодоления конфликтов, восстановления гармоничного сосуществования. У них принято вдувать лошадиные дозы нюхательного табака в ноздри тому, кто разгневан, что оказывает на человека успокаивающее действие (Aparicio 2014).

Учитывая, что среди индейских народов Амазонии существует почти общепринятая концепция, что в начале времен все были людьми и постепенно некоторые превратились в различные виды животных и растений, в тех ситуациях, когда доза рапе вводится человеку, охваченному гневом — собирающемуся отказаться от модели человеческого поведения и превратиться в «другого», согласно Aparicio (2014) — рапе, обладающий транквилизирующим эффектом, кажется, действует, чтобы предотвратить это.

Таким образом, рапе играет роль обратного оператора, не позволяя человеку принять «перспективу другого», то есть его превращение в нечеловека. Точно так же, поскольку человек суруваха, охваченный гневом, может прибегнуть к самоубийству с помощью тимбо или тингуи, рапе в этих случаях также является противоядием, нейтрализующим смертельный эффект напитка.

Заключение

Как мы пытались показать выше, рапе — это растительный элемент культурного изготовления, характеризующийся особым образом в каждой группе Среднего Пура. Он появляется как продукт, общий для всех них, что позволяет определить линию связи между группами. Таким образом, рапе, как и другие темы помогает нам понять множество групп в регионе как систему в коммуникации и континууме, указывая на этнологию Пуруса вне исторических или этнонимических различий его жителей.

Конечно, еще многое предстоит сказать о месте рапе в системе отношений коренных жителей Медио Пурус, в том числе с другими растениями и/или веществами, используемыми ими. Однако в качестве предварительного исследования этот краткий очерк указывает на пути в исследовании этой темы в регионе, а также на некоторые аспекты взаимодействия этих групп с растениями, которые требуют большего внимания со стороны антропологии.

Мы перечислили некоторые примеры, присутствующие в литературе, либо в форме мифических повествований, либо в описании практик, которые ставят коренных жителей в отношения с различными существами, населяющими их вселенные. Несмотря на то, что изучение шаманизма в этом регионе еще необходимо углубить, из того, что было представлено, несомненно, следует, что в Среднем Пурусе шаманизм и рапе неразделимы. Через шаманизм устанавливаются связи с прошлым предков, через которые возможен переход между космическими слоями, через которые человек получает доступ к силам предков и контроль над ними и опасностями мира. Таким образом, рапе позволяет обмениваться позициями в космической сети, на которой постоянно строится общительность. Шаман в этом смысле выступает в роли переводчика, его задача — найти соответствие между различными точками зрения или перспективами, охватить эту запутанную мириаду и создать смысл (Carneiro da Cunha 1998).

Аналогичным образом, сама природа и состав рапе воплощают эти характеристики. Как растительный состав, созданный человеком, посредничество с миром растений, с их духами и силами, уже заложено в самом изготовлении. Это общение выходит за рамки акта, распространяется и приобретает универсальный, космологический характер, придавая нюхательному табаку роль посредника между вещами, людьми, животными, растениями и их духовными двойниками.

Рапе является катализатором этой реакции, главным ингредиентом в построении сети общительности, опосредованной действиями шамана. Без сомнения, это одна из самых интересных вещей в рапе, его использование принимает тривиальный вид, таким, каким он представляется большинству коренных групп, будь то раскачивание круга разговоров поздним вечером, когда время исчезает и мифическое прошлое раскрывается в каждом, или придание силы и готовности переносить ежедневный труд, или даже в моменты простого опьянения, помимо самой шаманской практики, нюхательный табак, кажется, предлагает немного шаманского опыта каждому, кто его пробует.

Примечания

  1. Взяв за основу культурные зоны, описанные в Справочнике, Гальван (1963) набросал карту, на которой указаны зоны преобладания или преимущественного использования трех основных культивируемых видов в коренной Бразилии: маниока, кукурузы и сладкого картофеля.
  2. Хотя они не расположены в регионе Среднего Пуруса, мы решили добавить сюда кулину из-за их исторической связи с другими группами этого гидрографического бассейна и, прежде всего, из-за их культурной и языковой принадлежности к арава.
  3. Поскольку это растение очень распространено в Амазонии, мы считаем, что это Theobroma speciosum Willd. ex Spreng. Его фармакологические свойства очень похожи на свойства Theobroma cacao L., он действует как стимулятор центральной нервной системы и сердца, аналогично кофеину (Lorenzi & Matos 2008).
  4. Согласно Schiel (2004), среди апуринов говорят, что в прежние времена шаманы также принимали рапе через рот.
  5. Согласно Коста (2007), у канамари рапе является пищей дьохко (субстанция, существующая внутри тела шамана), без которой он остается латентным и неактивным. Другими словами, рапе питает силу шамана. Интересно также отметить, что Стивен Хью-Джонс (2011 [1979]: 274), говоря об использовании табака в Альто-Рио-Негро, говорит, что это считается «ритуалом «не-алименто». Он также является алиментом для эсфиритов […]Там же считают, что табако позволяет общаться со сверхъестественным, и говорят, что рапа и гумо табако обладают силой».
  6. Табачный лист считается у кулинов «хорошо пахнущим». Поллок (1985) обнаружил, что «хорошо пахнущие» листья способствуют здоровью и соблазнению, в то время как «плохо пахнущие» листья несут запах смерти и/или заклятия.

Источники

  • Amorin, G. S. 2014. Os coletivos madija e o ritual do Ajie: Relações de alteridade entre os Kulina do Baixo Juruá. Dissertação de mestrado, Instituto de Ciências Humanas e Letras, Universidade Federal do Amazonas, Brasil. Aparicio, M. 1998. Cadernos do Pretão I. Palavras de waduna. 2014. Presas do timbó: cosmopolítica e transformações Suruwaha. Dissertação de mestrado, Instituto de Ciências Humanas e Letras, Universidade Federal do Amazonas, Brasil.
  • Århem, K. 1993. Ecosofia Makuna, in La selva humanizada: ecologia alternativa em el trópico húmedo colombiano. Organizado por F. Correa, pp. 109-126. Bogotá: Instituto Colombiano de Antropología/FEN/CEREC.
  • Balée, W. 1989. The Culture of Amazonian Forests. Advances of Economic Botany 7: 1-21. Bonilla, O. 2007. Des proies si desirables : soumission et prédation pour les Paumari d’Amazonie brésilienne. Tese de Doutorado, Escolas de Altos Estudos em Ciências Sociais, França.
  • Carneiro da Cunha, M. 1998. Pontos de vista sobre a floresta Amazônica: Xamanismo e tradução. Mana 4(1): 7-22, Chandless, W. 1949 [1864]. Notas sobre o rio Purus, lidas perante a Real Sociedade Geográfica de Londres, em 26 de novembro de 1868. Separatas dos Arquivos da Associação do Comércio do Amazonas 9(3): 21-29, Chernela, J. 1987. Os cultivares de mandioca na área do Uaupés (Tukâno), in Suma Etnológica Brasileira/1. Coordenado por B. Ribeiro, pp. 151-158. Petrópolis: Vozes / FINEP. Clement, C. R. 1989. A Center of crop genetic diversity in western Amazonia. BioScience 399): 624-631.
  • Costa, L. A. 2007. As Faces do Jaguar. Parentesco, história e mitologia entre os Kanamari da Amazônia Ocidental. Tese de Doutorado, Programa de Pós-graduação em Antropologia Social, Universidade Federal do Rio de Janeiro, Brasil.
  • Coutinho, J. M. S. 1862. Exploração do rio Purús. Rio de Janeiro: Typographia de João Ignacio da Silva. Relatório. Inédito.
  • Descola, P. 1989. La selva culta : Symbolismo y praxis en la ecologia de los Achuar. Quito: Abya Yala.
  • Ehrenreich, P. 1948[1891]. Contribuições para a etnologia do Brasil, Parte 2: Sobre alguns povos do Purus. Revista do Museu Paulista 2: 17-135.
  • Fausto, C. 2002.Banquete de gente: comensalidade e canibalismo na Amazônia. Mana 8 (2): 7-44,
  • Galvão, E. 1963. Elementos básicos da horticultura de subsistência indígena. Revista do Museu Paulista XIV:120-144.
  • Gow, P. 1987. La vida monstruosa de las plantas. Boletin de Lima 51: 115-121.
  • Hugh-Jones, C. 1979. From the Milk River: spatial and temporal processes in Northwest Amazonia. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Hugh-Jones, S. 2011. La palma e las pléyades: iniciación y cosmologia em la Amazonia noroccidental. Bogotá: Universidad Central. Kroemer, G. 1985. Cuxiuara: o Purus dos indígenas. São Paulo: Loyola.
  • Lévi-Strauss, C. 1987. O uso das plantas silvestres da América do Sul tropical, in Suma Etnológica Brasileira/1. Coordenado por B. Ribeiro, pp. 29-46. Petrópolis: Vozes / FINEP.
  • Lorenzi, H., & F. J. A. Matos. 2010. Plantas medicinais no Brasil: Nativas e exóticas. São Paulo: Instituto Plantare de Estudos da Flora LTDA.
  • Maizza, F. 2009. Cosmografia de um mundo perigoso: espaço e relações de afinidade entre os Jarawara da Amazônia. Tese de Doutorado, Faculdade de Filosofia, Letras e Ciências Humanas, Universidade de São Paulo, Brasil.
  • Mendes dos Santos, G. 2001. Seara de homens e deuses: uma etnografia dos modos de subsistência dos Enawene-Nawe. Dissertação de Mestrado, Instituto de Filosofia e Ciências Humanas, Universidade Estadual de Campinas, Brasil.
  • Da cultura à natureza: um estudo do cosmos e da ecologia dos Enawene-Nawe. Tese de Doutorado, de Filosofia, Letras e Ciências Humanas, Universidade Estadual de São Paulo, Brasil.
  • Oliveira, J. C. 2012. Entre plantas e palavras: modos de constituição de saberes entre os Wajãpi (AP). Tese de Doutorado, Faculdade de Filosofia, Letras e Ciências Humanas, Uni versidade de São Paulo, Brasil.
  • Pollock, D. 1985. Personhood and Illness among the Culina of Western Brazil. Tese de Doutorado, Universidade de Rochester, Estados Unidos.
  • Prance, G. T. 1978. The poisons and narcotics of the Dení, Paumari, Jamamadí and Jarawara indians of the Purus river region. Revista Brasileira de Botânica 1: 7182.
  • Rangel, L. H. V. 1994. Os Jamamadi e as armadilhas do tempo histórico. Tese de doutorado, Universidade de São Paulo, Brasil.
  • Rival, L. 1993. The Growth of family trees: understanding the Huaorani perceptions of the forest. Man – New series 28 (4): 635652.
  • Rodrigues, C. 2010. A paisagem etnográfica do Médio Purus/Juruá. Dissertação de mestrado, Instituto de Ciências Humanas e Letras, Universidade Federal do Amazonas, Brasil.
  • Sauer, C. 1987. As plantas cultivadas na América do Sul tropical, in Suma Etnológica Brasileira vol. 1. Organizado por B. Ribeiro, PP. 59-93. Petrópolis: Vozes/ FINEP.
  • Schiel, J. 2004. Tronco Velho: histórias Apurinã. Tese de doutorado, Instituto de Filosofia e Ciências Humanas, Universidade Estadual de Campinas, Brasil.
  • Schultz, H., e W. Chiara. 1955. Informações sobre os índios do alto Purus. Revista do Museu Paulista 9: 181-200,
  • Steere, J. B. 1949 [1901]. Tribos do Purus. Revista didática e cientifica 11:.64-78, 212 -222. Viveiros de Castro, E. 1996. Os pronomes cosmológicos e o perspectivismo ameríndio. Mana 2(2): 115-144.

Оригинал исследования: Rapé e xamanismo entre grupos indígenas no médio Purus, Amazônia.

Рапе и шаманизм среди групп коренного населения в среднем Пурусе (DIO PURUS), Амазония
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap