Маленький индейский костёр почти не даёт света, лишь огоньки углей пляшут красным дьявольским отблеском в глазах. Нас трое в глубине ночной сельвы вдали от хижин. Индеец Бонэ берёт горсть листьев из разложенных вокруг мешочков и свертков и кидает в огонь, громко взывая к духам Думе Пай и существам Интедадже – покровителям леса на языке атха куи (один из диалектов Кашинава). Он склоняется над столбом белого дыма и, зачерпывая его ладонями, «умывает» лицо и волосы, затем всё тело и отступает в темноту, жестом приглашая нас к костру.
Настал мой черёд: едкий дым перехватывает дыхание, однако оставляет тонкий растительный аромат в носу и глотке, наполняя тело покоем и умиротворением. Теперь, очистив тело, мы готовы к встрече с Думе Пай – духом целительного и магического состава – рапэ (де ши ити, Кашинава).
Бонэ говорит: «Чаи восеис эстам пронтос, асегура а онда!» (друзья, вы готовы! Соберите все свои силы), наполняет порошком один из концов толстой бамбуковой трубки – кануду (кушпа, Кашинава), разукрашенной обмоткой из ярких ниток, перьями и семенами, и по очереди задувает порошок нам в ноздри мощным продолжительным дыханием, с резким акцентом-свистом в конце.
Это один из специальных типов дыхания при задувке де ши ити – сопло да Жибойя (дыхание змеи Жибойя).
На секунду мир переворачивается и тут же вспыхивает букетом разноцветных пятен, огненным цветком, обжигающим мое лицо. Стрекотание ночных цикад и многоголосье древесных лягушек пульсирует калейдоскопом звезд на бездонном ночном небе. Закрываю глаза и растворяюсь в этой палитре красок и звуков, ведомый тихой песней индейца Бонэ. Проходит минута, другая, и вдруг явственно ощущаю тепло и свет внутри лба между глаз.
Интенсивность свечения нарастает вместе с угрожающим шипением, заставляющим вибрировать все мое существо, от вставших дыбом на макушке волос, до наэлектризованных пальцев ног, зудящих в резонанс с нарастающим напряжением энергии тела. Пульсирующими скачками приближается Солнце; все ближе и ближе, его сияние становится почти невыносимым, заливая и закручивая мой мир в яростный водоворот в центре моего лба. Концентрация энергии в этой точке нарастает до неописуемых пределов, превращаясь в эпицентр огненной бури. Шипение сжимает энергию все плотнее и плотнее, и вдруг, подобно беззвучному взрыву, «заложившему» уши, открывается Видение:
Это несомненно реальность, в которой всё знакомо и одновременно так свежо и ново: совершенство линий и сказочная красота образов в танце цветов и оттенков бушуют энергией жизни. Время останавливается, я вижу огромное лицо, покрытое узором из красных и желтых перьев попугая Арара, его рот-клюв слегка приоткрыт, застыв в свирепой ухмылке, однако глаза не выражают ярости и лишь внимательно изучают меня, пронзая стрелами неописуемой информации, я утопаю в оранжевой истоме радости и понимания.
Резкий крик ночной птицы раздирает видение чуда, и вместе с провалом в черноту закрытых глаз ощущаю чью-то руку, грубо трясущую меня за плечо. Открываю глаза и из темноты выплывает лицо Бонэ со словами: «Ты в порядке?»
Я недоволен, почти раздражен таким грубым жестом индейца, прервавшего мое чудо-видение, однако тут же беру себя в руки и отвечаю: «все хорошо».
«Эй, нельзя долго это созерцать, пока ты не привык и не стал паже. Думе Пай также великолепен и щедр, как и опасен. Ты обязательно должен возвращаться назад». Он предлагает почистить нос, и затем дает выпить густой напиток асаи из огромной пиалы – отрезанной половинки какой-то лесной тыквы.
Смотрю на сидящего неподалеку друга, и мне кажется, что его взгляд также выражает недовольство от столь резкой перемены – «возвращения» в темноту амазонского леса.
Только сейчас до меня доходит опасность пережитого опыта: Хорошо, что мы с Бонэ! Искушение остаться навсегда, созерцая подобную красоту, почти непреодолимо!
Костер давно погас и некоторое время мы молча сидим в темноте. Вдруг из за деревьев появляется огромная Луна, приподнимая влажную завесу тьмы в густом и насыщенном воздухе ночного леса, забираясь все выше и выше по звездному амазонскому небу.
Мы проводим всю ночь у костра в концентрации и целительном ритуале рапэ, чтобы с восходом солнца быть готовыми приступить к мистерии его приготовления – еще одному священному подарку паже Кашинава.
Само по себе слово рапэ в бразильском языке было заимствовано из индейских диалектов в XVIII-XIX веке, когда в высших кругах бразильской знати считалось шиком употребление нюхательного табака и всей связанной с этой процедурой атрибутикой. В современной табачной промышленности Бразилии и некоторых других стран (Германия, Соединенные Штаты) нюхательный табак до сих пор часто встречается под этим названием.
Индейский рапэ, часто содержащий в себе некоторую пропорцию сушеных листьев священного растения – думе (табак), при этом несоизмеримо далек от состава, предлагаемого табачными лавками.
Для многих индейских племен амазонии приготовление и использование рапэ является важной составляющей их cпиритуальной культуры, традиций и медицины. Его терапевтические свойства снискали славу по всей амазонии и за ее пределами, помогая в предотвращении появления, развития и исцелении целого спектра заболеваний, начиная от недугов носоглотки и дыхания и заканчивая заболеваниями сердечно-сосудистой системы организма человека.
Как и любой обобщающий термин – рапэ представлено в амазонии невероятным многообразием видов и названий среди множества индейских народностей этого региона. Однако, настоящий магический порошок, способный открывать сокрытые возможности энергетических ресурсов человека, для астральных путешествий, исцеления и связи с духами леса всегда был и остается секретом шаманов и курандерос, для которых этот состав является неотъемлимой частью их контакта с «потусторонними» мирами, их инструментом перевоплощения, исцеления и даже кражи человеческих душ.
Для индейцев Кашинава Уни-Куин рапэ также важен, как вода и питание. Рапэ – Де ши ити, или люз сонья визао, представляет для них прежде всего незаменимое средство гармоничной связи человека с Силой Солнца – Бари, Силой Луны – Уше и Силой леса – Ни.
В племенах Уни-Куин приготовление магического порошка – это исключительная тайна и искусство колдуна – паже. Индейцы знают, что помимо многообразия компонентов, при изготовлении рапэ принципиальным моментом является «зарядка» порошка Силой и Намерением через чистоту и могущество духа шамана, через его контакт с духом Думе Пай и другими духами растений.
Каждому типу де шу ити соответствует строгий набор растительных ингредиентов: листьев, цветков, семян и корней, а также пеплов определенных древесных пород. Шаман придает вес и значение каждому отдельно взятому компоненту своего будущего рапэ.
Все начинается со сбора: какие-то листья и травы шаман собирает лишь сам, проводя соответствующий ритуал и прося духов леса о помощи и силе. Сбор других ингредиентов: листья пальм арикури и бурити, семечки кумару-де-шейру и имбурана, цветки эрва долсе и краво до индио и т.д., шаман поручает охотникам, иногда даже детям, снабдив четкими инструкциями особенностей сбора.
Особое значение шаман придает приготовлению и использованию пепла. Основных видов пепла два: это пепел Кумуру – ингредиент Солнца, и пепел Муриси – ингредиент Луны. Их приготовление и пропорция сильно зависят от предназначения будущего рапэ. Когда рапэ готов, шаман всегда первым пробует силу действия собственной магии и лишь после этого рапэ передается через тушава (вождя, Кашинава) населению алдеи.
Среди многообразия видов рапэ, в соответствии с их целевым назначением, основными видами являются три:
- Рапэ Япу (япу – амазонская птица, почитаемая Кашинава). Этот вид рапэ предназначается для открытия и очистки носовых полостей, для обеспечения чистого и глубокого носового дыхания, которое с точки зрения Уни-Куин является ключом к здоровью и силе человека, полноценно насыщая его энергией Мира. Рапэ Япу несет в себе огромный целительский потенциал, и помимо всего прочего, успокаивает нервную систему, избавляет от стрессов, балансируя потоки энергии человека. Этот рапэ задувается через V-образный чепи мягким отрывистым «дыханием оленя» и не проникает слишком глубоко. Часто индейцы используют маленькую чепи, сделанную из лесного каштана и двух трубочек тапока (бамбук), позволяющую задувать рапэ себе самому.
- Рапэ Пину (пину – колибри). Предназначен для очищения лобных пазух. Кашинава верят, что дух Думе Пай приходит только через тши беру (огненный глаз, Кашинава) – «третий глаз» и наполняет силой полости лобных пазух, которые затем служат «резервуаром» магии и долго заряжают потоки входящего через нос воздуха могуществом этого духа. Рапэ Пину используют при ритуалах для приобретения стойкости встреч с Неизведанным, а также при излечении тяжелых недугов, когда человеку не помогают другие средства медицины. Его задувают через V-образную чепи мощным протяженным «дыханием змеи Жибойя»проталкивая поток глубоко во внутрь.
- Рапэ Арара (арара – большой цветной попугай). Этот вид рапэ является наиболее сильным и используется только в особых случаях, в основном шаманом паже для непосредственного контакта с духом Думе Пай, через открытие своего тши беру. Кашинава считают, что открытие видения через эту зону не может быть достигнуто абсолютно никаким другим способом. Однако, к подарку Думе Пай через «третий глаз» надо долго и тщательно готовиться. Эта встреча награждает только в случае совершенной духовной и физической твердости, уверенности в своих силах, и при малейшем послаблении и потере контроля она же вышвыривает и разбивает дух на миллиарды потерявших цвет лоскутков. Для задувания рапэ арара используются толстые прямые кануду – кушпа.
Кроме того, существуют и другие виды рапэ: «боевое» рапэ воина-ягуара, тотально избавляющее человека от чувства страха на короткий период времени, и содержащий перемолотые семена ядовитого амазонского молочая – пиньон бранко и пиньон рошу. Рапэ для работы в силе Уни, рапэ для магического входа и выхода в душу больного, с целью забирания болезни, и другие.
В процессе нашего общения Бонэ поведал нам, что момент задувки де шу ити, также передает энергию и намерение, как и процесс «зарядки» при его приготовлении.Кашинава никогда не использует рапэ неизвестного происхождения и не доверяет задувку рапэ слабым, больным людям, равно как и незнакомцам или же людям с враждебными намерениями.
Вот какую историю он рассказал:
«Несколько лет назад ко мне пришел пожилой, нездорового вида гаушо (слэнговый термин, которым называют жителей штата Рио Гранде до Сул) и представился, как глазной врач Эвалду. Он попросил помощи, рассказав о том, что вместе с женой провел отпуск у ее дальней родни в штате Амазонас, и сразу после этого его мир рухнул: внезапно появившаяся неудовлетворенность и злоба привели к ссорам и потере жены, затем работы и наконец, здоровья. Корнем своих проблем он считал нарушение обмена и гормональные расстройства. Он перепробовал множественные лечения, однако состояние с каждым годом продолжало ухудшаться и он окончательно отчаялся, решив искать спасение в средствах народной медицины. В ходе нашей беседы вдруг выяснилось, что «пожилому» Эвалду всего 31 год. Мне стало его жалко и я взял его с собой на целебную церемонию Уни, где явственно увидел юшибу (враждебная человеку астральная сущность – бледный энергетический паразит, Кашинава), без сомнения «подсаженный» ему через «третий глаз», сдавивший своими бледными жгутами всю верхнюю часть его светимости, пожирая его энергию и передавая эманации – команды шамана, подсадившего ему этого опасного и разрушительного «вампира».
После моих настойчивых вопросов, он наконец вспомнил, что во время отпуска, на маленькой местной ярмарке ему повстречался обаятельный индеец, предложивший в подарок восхитительную сумку, сделанную из кожи каймана. Эвалду был сначала растроган подобным жестом, однако следом был вынужден отказаться от подарка, увидев как индеец пожирает недвусмысленными взглядами сверкающих черных глаз его жену Яру. Заметив раздражение Эвалду, индеец извинился и предложил им всем вместе «дунуть» рапэ в знак дружественности и примирения. Он произносил какие-то слова и напевал индейские песни, чего Эвалду уже почти не помнит, так как от задутого порошка резко навалилась слабость и апатия. Перед глазами поплыли полупрозрачные узоры, тело бил озноб, несмотря на жаркое амазонское лето, ручьем текли слюни и сопли. Яра чувствовала себя и того хуже, однако попрощавшись с индейцем они быстро пришли в норму и совершенно забыли об этом недоразумении.
Я помог ему избавиться от коварного юшибу, но дело зашло уже далеко – он потерял светимость важных жизненных центров. Несколько месяцев участия в моих целительных ритуалах Ниши Пай и Думе Пай, и наконец мощнейшая защитная фигура, сделанная для него моим другом – шаманом Сельмо, вырвали его наконец из плена энергетического порабощения. Прошлым летом я получил от него небольшой подарок и сообщение, что он работает врачом в Боливии, здоров и счастлив. Тем же летом я был в алдее Яванава на реке Пурус в соседнем штате Амазонас, приглашенный знакомым паже Тадеу дас Чагас Тене Яванава. Я не слишком удивился, когда его сын Мигель представил мне свою светлокожую красавицу жену, которая по его словам «почувствовав пламя настоящей любви, прилетела к нему из далекого Рио Гранде до Сул». Женщину звали Яра. »
Бонэ показал нам множество тонкостей и секретов изготовления и использования магического порошка, снабжая доскональными инструкциями и практическими примерами. Несмотря на мой двухлетний опыт использования рапэ, каждый день я открывал все новые и новые подробности, о которых даже не мог представить. Так например, рапэ с добавлением небольшой порции яда одного из видов лягушки – камбо, активизирует секрецию женских молочных желез, возвращая молоко кормящим матерям, его потерявшим. И кроме того избавляет от некоторых недугов щитовидной железы.
Обучение приготовлению рапэ (Фото 1)
Обучение приготовлению рапэ (Фото 2)
Обучение приготовлению рапэ (Фото 3)
Обучение приготовлению рапэ (Фото 4)
В конце нашего обучения он сказал:
«Несмотря на повеление Силы Уни и Думе Пай, моя мать Маспа (известная в округе Рио Бранко курандеро и бруша) и я, долгое время колебались с решением открыть сокровенное знание, никогда не покидавшее пределы алдей Уни-Куин, посвящая в ранг шаманов-паже людей, не имеющих родовых корней Кашинава, и тем более с другого континента. Нашим сомнениям положило конец священное растение Мука, вдруг покрывшаяся ковром цветков, чего не случалось за последние 7 лет.
И теперь мне остается лишь высказать свое последнее пожелание-наставление:
«Несите людям только свет, здоровье и силу через свое рапэ, свою Мука, ни на минуту не теряя священный свет Бари и наставления Думе Пай в ваших сердцах».
Эмиль Кортез, Бразилия. Акре. Апрель 2009. Описание взято у «проекта «Mae da Mata» и Международного Экологического Фонда «Интент»».