Ричард Эванс Шульц: Отец современной этноботаники

Ричард Эванс Шульц, несомненно, был одним из самых важных исследователей растений 20-го века. При рассказе о жизни, исследованиях и приключениях Шульца на ум приходят образы архетипического исследователя — то он появляется из густой листвы джунглей с мачете, то плывет вниз по течению одного из притоков реки Апапорис на своем жестяном каноэ в поисках священного источника знаний в качестве почти вымышленного персонажа. Выходя за рамки невероятных фантазий об Индиане Джонсе, отбросьте сомнения и продолжайте читать, потому что эпическая история, которую мы собираемся рассказать, — это история, которую Шульц действительно прожил.

Шульц известен своими обширными полевыми исследованиями, которые он проводил в Северной и Южной Америке, особенно в северо-западной части Амазонки. В декабре 1941 года Шульц начал свое почти 10-летнее исследование тропических лесов Амазонки, изучая, как коренные народы используют растения в медицинских, ритуальных и повседневных целях. За десять лет непрерывной полевой работы он выявил более 24 000 видов растений, 300 из которых ранее не были открыты наукой.

Доктор Шульц родился в Бостоне, штат Массачусетс, в январе 1915 года, и его часто называют «отцом современной этноботаники». Этноботаника включает в себя изучение того, как люди разных обществ используют растения в своей повседневной жизни. В одном из интервью Шульц дал свое определение этому термину:

«Этноботаника просто означает человека, который исследует растения, используемые [коренными] обществами в различных частях мира. Это так просто. Этноботаника существует много, много, много тысяч лет, и сейчас мы пытаемся спасти некоторые знания, которые [коренные] общества накапливали в течение тысяч лет и передавали от отца к сыну в устной форме. С каждой проходящей дорогой, каждым аэропортом, каждым миссионером, каждым коммерсантом, даже туризмом, все это быстро исчезает».

Медицинская тропа

Примерно в возрасте пяти лет у Шульца серьезно заболел желудок, из-за чего он неделями был прикован к постели. Стремясь поддерживать активность ума своего ребенка, его отец взял книгу из публичной библиотеки «Записки ботаника об Амазонке и Андах  » английского ботаника XIX века Ричарда Э. Спруса, чтобы его сын прочитал. Яркие образы книги запечатлелись в сознании мальчика и, несомненно, сыграли роль в его увлечении растениями в более позднем возрасте.

Первоначально студент-медик в Гарварде, Шульц полностью изменил свою степень после того, как решил записаться на курс бакалавриата под названием «Растения и человеческие дела», который вел выдающийся орхедолог и директор Гарвардского ботанического музея Оукс Эймс.

Во время этого курса ему нужно было написать курсовую работу, и, желая поскорее закончить ее, он выбрал самый тонкий томик на книжной полке: «Мескаль: божественное растение и его психологические эффекты», малоизвестную книгу, написанную в 1928 г. немецким психиатром Генрихом Клювером.

Будучи одним из самых ранних текстов о священном кактусе пейот ( Lophophora williamsii ), Шульц был очарован прочитанным и спросил Эймса, может ли он написать диссертацию о пейоте. Эймс согласился с тем, что Шульц проведет свои полевые исследования и получит информацию о пейоте из первых рук среди народа кайова в Оклахоме.

Позже Шульц продолжил исследование teonanácatl («Плоть богов» на языке науатль, языке ацтеков) — древнем таинстве, употребляемом ацтеками в целях гадания. Ранее считалось, что teonanácatl относится к пейоту. Однако Шульц считал, что это гриб, позже идентифицировав его как волшебный гриб ( Psilocybe cubensis ), потребляемый народами масатеков из Оахаки, Мексика. Он отправил образец своему другу и коллеге Альберту Хофманну — химику, который первым синтезировал ЛСД, — который извлек псилоцибин в психоактивное соединение, которое сегодня широко используется в психоделической психотерапии и исследованиях сознания.

Позже Шульц направился на юг, в колумбийскую Амазонию, с основной целью исследования ядов для стрел (кураре), которые впоследствии использовались в западной медицине в качестве мышечных релаксантов. Это путешествие сделало Шульца одним из первых жителей Запада, которые жили с изолированными племенами региона, исследуя обширные территории неизведанных джунглей, которые с тех пор никто не посещал. Записи и фотографии, которые он собирал во время своих исследований, являются одними из немногих живых документов о культурах коренных народов на просторах Амазонки, которые теперь сталкиваются с беспрецедентными угрозами своему образу жизни.

Кроме того, Шульц стал первым исследователем, который научно и таксономически задокументировал приготовление и использование фантастического напитка аяхуаска (от кечуанского ayawaska, означающего «лоза души»), указав, что основным ингредиентом является лоза Banisteriopsis caapi . Он задокументировал несколько разновидностей аяуаски, каждая из которых по-своему приготовлена ​​различными местными группами, с которыми он столкнулся, классифицируя растения, характерные для различных примесей, таких как содержащий ДМТ кустарник Psychotria viridis (также называемый чакруной).

Растения-визионеры и психоделия 1960-х годов

Поскольку основной целью Шульца было изучение священных растений и поиск новых возможных лекарств, он невольно заложил основы психоделической эры 1960-х годов. Его революционные исследования сильнодействующих психоактивных растений Америки (пейотгаллюциногенные грибыаяуаска и дурман) оказали влияние на центральных деятелей контркультуры, таких как Уильям Берроуз, Олдос Хаксли, Терренс МакКенна и Карлос Кастанеда, которые рассматривали галлюциногены как двери в мир самопознания.

Малоизвестные исследования Шульца растительных галлюциногенов превратили его книги в культовую классику среди любителей психоделиков. В 1970-х годах он вместе с Альбертом Хофманном написал книгу «Растения богов: их священные, целебные и галлюциногенные силы», в которой подробно описал ритуальное использование и биохимические свойства психоактивных растений нашей планеты на протяжении всей истории. Книга включает антропологические, химические, ботанические, исторические и географические характеристики 91 психоактивного растения. 

Вторая книга — «Галлюциногенные растения» — входит в серию книг «Золотой путеводитель США» по ​​природным и антропогенным явлениям. Несмотря на свое непреднамеренное влияние на гедонистов-наркоманов 1960-х годов, Шульц никогда не упускал случая подчеркнуть, что «священные растения индейцев следует изучать на предмет их лечебной ценности».

По словам Марка Плоткина и Брайана Хеттлера, «особая значимость исследований Шульца отчасти проистекает из идеального времени: он прибыл на Амазонку во время массовых перемен для народов, с которыми он столкнулся, и, в конечном счете, для самого великого леса».

Сохранение мудрости коренных народов и защита наших тропических лесов

Неумолимая череда катастроф уничтожает культуру коренных народов — вызовы пришли волнами колониализма, миссионеров, добычи каучука, незаконной вырубки леса, вырубки лесов для разведения скота и бурения нефтяных скважин. Всемирный фонд дикой природы (WWF) заявил, что тропические леса Амазонки «потеряли не менее 17% своего лесного покрова за последние полвека из-за деятельности человека — в основном вырубки деревьев для создания новых или более крупных ферм и ранчо».

Образ жизни этих коренных народов находится на грани исчезновения, как и многие растения, виды и деревья, что имеет разрушительные последствия для нашей планеты в целом. По словам Шульца:

«Время уходит. Ботанические знания индейцев исчезают даже быстрее, чем сами растения».

Беспрецедентные исследования Шульца в области культуры коренных народов, растений-визионеров и ритуалов дают богатые знания об образе жизни, который быстро исчезает. Наследие его жизни призывает нас к коллективным действиям по сохранению биоразнообразия, знаний коренных народов и культурного богатства Амазонии.

Узнайте больше

Интерактивная карта с подробным описанием путешествия Шульца доступна в Amazon Conservation Team , что позволяет вам проследить его яркие приключения с помощью фотографий, выдержек из журналов, ботанических вырезок и многого другого.

Более подробный отчет о путешествиях Шульца можно прочитать в книге Уэйда Дэвиса « Одна река: исследования и открытия в тропических лесах Амазонки » . Дэвис был одним из лучших учеников Шульца, сменив его в своей амазонской экспедиции, намереваясь изучить местное использование и ботанические свойства листьев коки.

И книга самого Шульца: «Лоза души»  представляет собой фотоэссе, дополненное подробными описаниями местного использования визионерского напитка аяуаска. Яркие документальные фотографии переносят вас в мир, где использование целебных растений, ритуалы и магия играют важную роль в повседневном существовании.

Ричард Эванс Шульц: Отец современной этноботаники
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap