Церемония аяхуаски в стиле племени Хуни Куин на фестивале Эскавата Кайаве

Эта статья Ивана Сойера Гарсии переносит нас в бразильскую Амазонию и позволяет взглянуть на образ жизни хуни-куин. Фотографии автора.

Сейчас ночь, и я лежу в своем гамаке. Я нахожусь в деревне Ново Футуро, расположенной в отдаленном районе штата Акре в Бразилии. Воздух влажный, и с наступлением сумерек шум джунглей усиливается. Я отчетливо слышу, как ночные джунгли толпятся вокруг моей хижины. Бесчисленные звуки насекомых, лягушек и птиц составляют природный оркестр. Я настолько переполнен различными эмоциями, которые возникают от пребывания в этом месте, что даже не замечаю сотен комаров, которые окружают мой гамак и пытаются найти дыру в москитной сетке, чтобы проникнуть внутрь и съесть меня.

  • Save

Это были три дня паломничества, путешествия с группой людей для участия в фестивале Эскавата Кайаве, что означает «преобразующая энергия джунглей». Фестиваль был организован Нинавой Пай да Мата и Винисиусом Ромао, молодым бразильцем из Сан-Паулу, который уже является частью этого племени. Txai Vinicius (термин «Txai» означает «друг» или «брат от другой матери» на Hatxa Kuin, языке племени Хуни Куин), предназначен для привлечения групп путешественников, заинтересованных в знакомстве с лесом и культурой этого необычного места, а также стремящихся принять участие в ритуалах исцеления, которые проводятся с помощью лекарства аяхуаска или nixi pãe.

Путешествие в сердце Амазонки

В течение трех дней мы путешествуем на лодке, выйдя из ближайшего порта небольшого городка Тарауака, штат Акко, Бразилия. Путешествие было нелегким. Мы отплыли сразу после рассвета и сделали всего несколько перерывов по пути, пользуясь песчаными отмелями реки, чтобы охладиться и размять ноги.

Лодкой управляли два разных лодочника и их семьи, которые со звонкой добротой и широкими улыбками готовили для нас завтрак, обед и ужин на кухне, которую импровизировали сами. Это не была поездка, полная удобств, но любовь, доброта и еда, которую дарил нам экипаж, были исключительными.

Несмотря на очевидный дискомфорт, я никогда не пожалею о решении отправиться в приключение и научиться жить и путешествовать в глубинах тропических лесов Амазонки — места, полного тайн, опасностей, буйной жизни; но также и … смерти.

Во время перехода меня сопровождали испанец из Мадрида, американец, живущий в Рио-де-Жанейро, 23-летний японский художник и Франсиско, бразильский антрополог, который путешествовал в этом регионе уже в третий раз. Франсиско объяснил мне, как нам повезло, что мы смогли добраться до этого места в Амазонии, ведь мало кому разрешен доступ в этот отдаленный район.

В сумерках автомобилисты причалили к кораблю, чтобы переночевать. Внутри судна мы развесили гамаки и через несколько минут заснули, убаюканные шумом джунглей. Мы устали, и нам пришлось выехать очень рано, чтобы максимально использовать солнечные часы.

Три дня спустя мы наконец-то прибыли в пункт назначения — небольшую деревню Ново Футуро, относительно новое поселение и последнюю из шести деревень Хуни Куин, расположенных на реке Хумайта. После этой деревни территория становится негостеприимной и опасной. Здесь живут индиос бравос («храбрые племена»), или неконтактные народы, которых остальные жители Амазонки боятся, учитывая их агрессивную репутацию. Я пытаюсь представить себе, какими были хуни-куин до контакта с западным человеком.

Прибыв в деревню, я почувствовал себя как во сне. На берегу реки нас встретила группа женщин и детей, которые пели на своем языке, а их лица были расписаны замысловатыми узорами. Должен сказать, что для меня было огромной честью быть принятым таким образом, и я почувствовал огромное облегчение, когда наконец ступил на материк. В конце этой очаровательной сцены я увидел деревню — маленький городок у реки, домики которого были построены из палок с пальмовыми крышами.

Несколько молодых людей показали нам, где мы остановились, и помогли нам с нашими сумками. Нас разместили в простых хижинах, где мы повесили гамаки. Моя хижина была последней, на самом краю деревни, позади меня были необъятные джунгли, полностью окружавшие меня.

  • Save

После расселения они позвали нас в огромное сооружение из пальмовых листьев под названием шубуа (в других частях Амазонки — малока), священный дом хуни-куин, где они проводят свои еженедельные церемонии никси пэ или аяхуаски. Как только мы прибыли, жители деревни пригласили нас принять участие в сеансе традиционных танцев и песен или Katxanawa, для чего все члены деревни разрисовывают свои лица замысловатыми узорами, украшают их ожерельями из семян и разноцветных чакир и увенчивают красивыми перьями. Танцы и пение также приветствовали нас; они сделали нас частью своего клана. Теперь мы были семьей.

Группа посетителей подошла к Винисиусу, чтобы проследовать за ним по грязной тропинке, пересекающей деревню. Мы прошли через кухню — сооружение из пальм, расположенное на возвышенности, которая препятствует проходу животных джунглей. По бокам висели огромные букеты бананов, над общей кухней поднимался дым. Именно в этом чудесном помещении женщины готовят еду: рис, рыба, бананы и маниока, приготовленные множеством способов в больших кастрюлях.

Открытие общины для посторонних

Пока мы шли, Винисиус рассказал, что до недавнего времени иностранные гости приезжали редко. Общине было нелегко открыться для возможности принимать иностранцев. Опыт общения с миссионерами и работодателями, которые не позволяли им пользоваться своей культурой, языком и духовными практиками, оставил у них очень негативное впечатление о внешнем мире, и в течение многих лет они отказывались принимать гостей, боясь, что история повторится.

Сегодня на их земле больше нет ни миссионеров, ни каучуконосов, и народ Хуни Куин живет в мире; они могут пользоваться своей культурой и говорить на своем языке в условиях полной свободы. По мнению самого Винисиуса, сегодня они обладают большими правами на свою территорию, поэтому сами они считают, что живут в «праведные времена» или Сина Бена.

К сожалению, приход к власти Болсонаро ставит эту свободу и даже выживание хуни-куин под серьезную угрозу.

Кене — священная геометрия искусства Хуни Куин

Примечательно, что во время церемоний и фестивалей и мужчины, и женщины расписывают свои лица и тела очень специфическими узорами. Каролина, бразильянка из Рио-де-Жанейро, которая помогает в качестве координатора на кухне и у которой все лицо разрисовано, объяснила, что этот рисунок известен как kene kuin — истинный рисунок — и что это важная эмблема народа Хуни Куин.

Для них эти узоры являются очень важным элементом, который способствует усилению красоты людей и вещей. Для того чтобы нарисовать на теле и лице смелые геометрические формы, встречающиеся в их керамике, текстиле и бисероплетении, хуни-куин используют плод под названием нане (также известный как дженипапо), который является плодом дерева дженипапейро (Genipa americana) из семейства рубиновых (Rubiaceae).

Черный сок плодов дженипапо используется для росписи тела и лица. Когда сок оставляют высыхать на коже после покраски, он темнеет, превращаясь в полупостоянный краситель, который со временем выцветает при каждом мытье. Когда сок плодов смешивают с золой, получается более темный краситель, который уже не является полупостоянным. Сильные черные линии можно нарисовать по всему лицу и телу в смелых геометрических узорах, а затем сразу же смыть.

  • Save

Хуни-куин раскрашивают свое лицо и тело во время фестивалей, церемоний и во время празднования обрядов перехода. Маленьких детей обычно не разрисовывают, но иногда их с ног до головы окрашивают дженипапо. Каролина рассказала мне, что когда один из мужчин в доме отправляется собирать дженипапо в джунгли, то, когда он возвращается, почти наверняка кто-то ждет, чтобы смешать краску и пригласить других рисовать. Те же основные мотивы или узоры, используемые на лице, применяются на теле, в керамике и в хлопчатобумажных тканях, в корзинах и даже в декоративных предметах кухни.

Роспись ассоциируется с новым этапом в жизни человека, важным переходом, во время которого желательно подчеркнуть красоту тела. В этом смысле роспись указывает на то, что он переживает очень важное жизненное событие. С течением времени рисунки тускнеют и вновь наносятся только в других особых случаях.

Стать одним из истинных людей

Можно сказать, что Тксай Винисиус — энтузиаст коренных культур и шаманизма. Он родом из Сан-Паулу, но с 2013 года живет в городе Тарауака и работает над различными проектами по благоустройству деревень через ассоциацию Povos de Terra-Apoti.

Я расспросил его о культуре и истории этого города, который сегодня известен во всем мире благодаря церемониальному употреблению nixi pãe или аяхуаски, шаманским песням, а также нюхательному табаку — смеси табака с травами, которую принимают внутрь через носовой проход.

Затем у меня появилось время для дальнейшего расследования, и я обнаружил, что их язык происходит из группы языков под названием пано, к которой принадлежат несколько групп, включая Yawanawa, Shawadawã и Jaminawá.

Тксай Винисиус рассказал нам, что по его прибытии в 1970-х годах первое, что увидели антропологи у хуни-куин, — это возня с летучими мышами. Один из них спросил их, что они делают, на что они ответили, что играют с kaxi nawa (летучими мышами). После этого анекдота антропологи назвали этот народ Kaxinawá или «люди летучих мышей». Однако они всегда считали себя хуни куин или настоящими людьми. Согласно другому анекдоту, название Kaxinawá на самом деле было ругательством, которым другие соседние племена оскорбляли хуни-куин.

Во время одной из многочисленных трапез в деревне я встретил Франсиско, антрополога из Сан-Паулу. Он объяснил мне, что этот город существует уже почти полвека — именно каучуконосы впервые вступили на эту землю в поисках каучука, который когда-то высоко ценился, поскольку использовался в производстве шин и других водонепроницаемых и изоляционных материалов.

  • Save

Встреча со священной Джибойей

Ночью нас всех зовут на церемонию в шубуа. Это гигантское сооружение прямоугольной формы с высокими деревянными столбами по центру. Церемония начинается с молитвы и благословения, после чего подается nixi pãe, как они называют аяхуаску, священный напиток. Первая часть церемонии проходит под руководством Txanas или певцов, которые читают традиционные песнопения, чтобы вызвать лесных духов. Эти песнопения чем-то напоминают тибетские песнопения с мантрической, повторяющейся мелодией и низким тембром голоса.

Мне становится плохо, и я встаю, плотность внутри меня стремится освободиться. Я бросаюсь на улицу и не могу удержаться, чтобы не блевануть в куст неподалеку. Я с трудом держусь на ногах. Сразу же после этого меня охватывает чувство облегчения. Я чувствую, что выпустил из своего тела сильную плотность, то, что было причиной большого количества застойной энергии. Я не уверен, было ли это что-то физическое или духовное, но, так или иначе, теперь это исчезло.

Я полон благодарности к этим людям и этой медицине. Я подхожу к наружному камину, который поддерживают несколько мужчин Хуни Куин, молча наблюдающих за священным огнем в нескольких метрах от двери церемониального здания. Я сижу в благоговении перед мощной необъятностью, благодарный за то, что я жив, благодарный за то, что я здесь, благодарный за этих людей и эту медицину. Наконец, я чувствую необходимость вернуться в церемониальное здание как раз в тот момент, когда вождь, Нинава, объявляет о начале музыкальной части вечера.

Как только начинается музыка, хуни-куин формируют линию людей, которые танцуют вокруг здания в форме змеи или «джибойя» (анаконды); это называется танцем джибойя. Все следуют за ним с голосом, музыка наполняет каждую часть моего тела и души, вознося меня в небесное царство. Мы танцуем и поем до рассвета, и я чувствую, как джибойя танцует сквозь нас. Она — массивная радужная змея, наполненная целительной энергией и любовью. Она любила и защищала людей джунглей на протяжении тысячелетий. Она приветствует нас здесь. Она и есть джибойя.

  • Save

Благословения от священного дерева

После нескольких дней пребывания в деревне я решил отправиться к Самауме, очень необычному дереву, которое находится в джунглях, примерно в километре от деревни. Это дерево очень священно для хуни-куин, потому что в нем живет Юксибу, создатель. По прибытии к дереву меня встретила бабушка, которая приехала из другого региона, где также проживает народ хуни-куин. Бабушка попросила меня поклониться Самауме, чтобы попросить разрешения находиться здесь, и сказала, что если я сосредоточусь и буду иметь чистые ум и сердце, он прислушается к моим просьбам и благословит мою судьбу.

На следующий день они отвезли нас обратно к Самауме. Там они предложили нам принять крещение перцем или рампайа, после чего, как они заверили нас, наш голос заметно улучшится, мы сможем лучше петь и иметь хорошую память. Для хуни-куин пение очень важно, они считают его инструментом связи с духом. Лекарство представляет собой очень острое вещество, которое при приеме внутрь вызывает сильное жжение во рту. Интересно, поможет ли мне это выучить некоторые из их песен?

Во второй половине дня наш маленький домик посетили разные жители деревни, многие из них очень хотели познакомиться с нами, другие просто хотели обменяться какими-то вещами. Некоторые женщины продавали нам поделки, один мальчик пришел научить нас петь, а в конце вечера ему удалось обменять табакерку из крокодиловой кости на переносную лампу.

Мое пребывание в деревне подошло к концу. Я тронут этой встречей и одновременно очень обеспокоен, потому что на обратном пути Франсиско рассказал мне, что образ жизни народа Хуни Куин находится под угрозой со стороны нынешнего правительства Болсонаро, которое своей территориальной политикой поощряет добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную и животноводческую эксплуатацию бразильской Амазонии.

Когда я покидаю деревню, мои глаза наполняются слезами умиления. Я чувствую, что встретил свое настоящее племя. Когда-нибудь я обязательно вернусь!

Об авторе

Иван Гарсия с детьми коренных народов
  • Save
Иван Гарсия с детьми коренных народов

Иван Сойер Гарсия — культурный предприниматель, медиапродюсер и активист в области прав коренных народов. Помимо прочего, он уже более десяти лет занимается различными вопросами культурного обмена, устойчивости и сохранения знаний коренных народов в разных частях Северной и Южной Америки. Он сотрудничал с различными организациями, такими как Unify.org, NuMundo.org, Guardians of the Forest, а также с такими мероприятиями, как Первый Всемирный форум по правам природы, Фестиваль глобального значения и др.

Иван является основателем Voces de Amerikua, совместной медиа-лаборатории, которая поддерживает и продвигает голоса коренных народов Северной, Центральной и Южной Америки и их усилия по защите своей культуры, земли и прав, используя кампании воздействия, социальные сети и документальные фильмы. Voces de Amerikua работает с музыкантами, творцами и самими общинами, чтобы рассказать о реальных проблемах окружающей среды и прав человека, с которыми сегодня сталкиваются различные общины в этом регионе планеты.

Церемония аяхуаски в стиле племени Хуни Куин на фестивале Эскавата Кайаве
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap