Коренные или западные шаманы Аяхуаски — кто лучше?

При выборе фасилитатора или ретритного центра важно провести тщательное исследование и принять обоснованное решение. Проводящие церемонию несут ответственность не только за душевное и духовное благополучие участника, но и за его здоровье и жизнь.

Аяхуаска не похожа на другие психоделики. Священный амазонский напиток может раскрыть гораздо более сложные внутренние ландшафты, чем большинство веществ, используемых в рекреационных целях. Кроме того, в отличие от большинства химически простых психоактивных веществ, аяуаска представляет собой сложную смесь, состоящую из различных алкалоидов и других соединений. Глубокое умственное и духовное воздействие этих химических веществ не уступает их мощному воздействию на организм.

Все это говорит о том, что вероятность осложнений огромна. Вот почему, особенно для начинающих, употребление аяуаски требует наблюдения и руководства со стороны специалиста .

К сожалению, настоящих специалистов становится все труднее найти. По мере того, как туризм аяуаски процветает, рынок и традиции меняются в ответ на приток западного интереса и, что важно, капитала. Эволюция использования аяхуаски побудила многих представителей коренного населения и метисов Амазонки стать целителями, а волны гринго увековечить ее глобальное распространение. С таким количеством людей, разливающих напиток, надежность становится редкостью и первостепенной важностью.

Вопрос о том, стоит ли доверять аборигенам или гринго, фасилитаторам или шаманам аяхуаски, заключается не только в их или ее культурном происхождении. По крайней мере, после всех существенных изменений в культуре употребления аяхуаски на Амазонке.

В настоящее время шаман не является хорошим, потому что он или она происходят из коренной амазонской общины (даже если они прошли длительное обучение), точно так же, как гринго курандеро не обязательно плохой только потому, что он или она присвоил себе аяуаску и принес ее к другим землям и культурным контекстам. И наоборот: местный целитель не должен называться шарлатаном, потому что он проводит церемонии за границей, точно так же, как пребывание на Амазонке не делает гринго автоматически компетентным шаманом.

Каждый заслуживает преимущества сомнения, с акцентом на части сомнения. Итак, давайте сначала посмотрим, где лежит точка, с которой мы можем начать проводить культурные различия между фасилитаторами и шаманами.

«Хороший» против «плохого» шамана. Гринго против коренных шаманов

Есть определенные качества, которыми должен обладать «хороший» шаман или фасилитатор, и необходимо задать им и любым другим соответствующим людям несколько важных вопросов, прежде чем браться за работу с ними. Эти качества могут и действительно пересекаются с тем, что мы бы назвали шаманскими «квалификациями», но есть также различия, относящиеся к характеру личности фасилитатора, его знаниям, текущему состоянию бытия и способности устанавливать связь как с пьющими, так и с духом.

Например, «хороший» шаман может делать все правильно во время церемонии, но может не говорить по-английски (или по-русски) и быть не в состоянии полноценно общаться с пьющим во время или после церемонии. Языковой барьер в этом случае является проблемой, но это не делает шамана менее «хорошим» или «квалифицированным».

Черты и навыки «хорошего» шамана, а также то, что способствует «хорошему» проведению церемонии, подробно обсуждаются в этой статье, которую мы настоятельно рекомендуем вам прочитать, прежде чем продолжить.

Если мы можем прийти к выводу, что пить аяуаску нужно только с «хорошим» фасилитатором или шаманом, то выбор правильного или «великого» зависит от «стиля» или направления шаманизма, которое они используют, и от того, насколько они совместимы зависит от ваших личных предпочтений и потребностей (для исцеления или роста). Эти вопросы могут, в некоторой степени, действительно определяться культурным фоном и конкретными аспектами знаний и опыта, сводящихся к различиям между коренными народами/метисами и гринго. Но это тоже не так просто, так как играет роль множество факторов.

Сравнение

Итак, давайте рассмотрим некоторые потенциально несопоставимые плюсы и минусы фасилитаторов из обеих культур и то, как они могут повлиять на опыт.

Шаманы коренных народов/метисов — плюсы

Самый очевидный плюс от общения с «хорошим» амазонским шаманом заключается в том, что они происходят из родной культурной среды аяхуаски и растительной медицины в целом, и должны обладать оригинальными знаниями древних традиций исцеления. Они лечат так, как их народ лечил десятилетиями или столетиями, и этот точный способ лечения со всеми его особенностями установлен по уважительной причине — потому что он доказал свою эффективность.

«Хорошие» амазонские шаманы также проходят многомесячное или многолетнее обучение и имеют за плечами годы или десятилетия практического опыта. Диета с аяхуаской и другими целебными растениями привела их в тесную связь с духами растений, животных, природных объектов и предков. Они могут вызывать этих духов в своих лечебных и общих церемониях. Они могут диагностировать болезни и точно знать, какое растение использовать для лечения того или иного органа или вида энергетического дисбаланса. Они могут создать и контролировать надежное безопасное пространство, управлять уровнем мареасиона (воздействия аяхуаски), чувствовать, когда участнику нужна помощь, проводить подлинные и мощные традиционные чистки, защищать от негативных энергий и злобных духовных атак, а также изгонять их.

Одна из самых важных вещей, которая может сделать «хорошего» амазонского шамана «великим», — это его способность петь священные песни, икарос. Икарос высоко ценятся среди коренного населения и метисов. Шаманы получают их от духов растений и используют в церемониях для различных целей исцеления и защиты. Некоторые шаманы имеют внутренние библиотеки из тысяч икаро и способны генерировать новые в режиме реального времени в соответствии с потребностями коллективного церемониального пространства или человека, попавшего в беду. Это не импровизация, а передача целительных вибраций духов. Любой, кто испытал отголоски икаро от душ истинных шаманов, может подтвердить их провидческую и целительную ценность, а также то, что они являются результатом многолетнего общения с духами-целителями растений и полной преданности им.

Шаманы коренных народов/метисов — минусы

Несмотря на то, что они могут обладать потусторонними знаниями о духовных недугах и их исцелении, даже «хорошим» амазонским шаманам часто не хватает глубоких знаний западной медицины, фармакологии и психологии. Поэтому при проведении церемоний и ретритов коренных народов может не хватать тщательного медицинского и психологического обследования. Хотя аяхуаска в целом безопасна для большинства людей, люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, тяжелыми психологическими расстройствами или принимающие хронические лекарства, могут быть уязвимы к осложнениям. Амазонские шаманы, которых местное население считает «хорошими» или даже «великими», могут быть незнакомы с ними.

Более того, коренные и метисные шаманы могут не понимать сложных неврозов, депрессий и других защитных механизмов, столь распространенных в современном западном мире. Эти вопросы, в конечном счете, должен решать сам пьющий с помощью озарения, которое он получает в процессе переживания аяхуаски, но советы экспертов, конечно, были бы более чем желательны. Тем не менее, многие шаманы не обладают достаточным опытом и знаниями в области этих психических процессов и, возможно, не смогут предложить такую помощь.

Кроме того, даже если они прекрасно проводят свои церемонии, у них может не хватить навыков вербального общения или даже интереса, чтобы проконсультироваться с западными гостями после церемонии и помочь их усилиям по интеграции. Это не обязательно делает их «плохими», просто это может не соответствовать их «стилю» исцеления. Мы привыкли больше говорить о своем внутреннем опыте и восприятии, чем типичный коренной амазонец.

Еще один момент: хотя мы часто представляем шаманов коренных народов как святых, правда в том, что они такие же люди, как и мы — несовершенные продукты природы и воспитания. «Хорошие» и даже «великие» шаманы могут в конце концов стать колдунами (брухо), и это может быть незаметно или не признано другими из-за их давнего уважения и репутации в обществе. Это может быть не их вина или выбор; они могли стать мишенью для другого брухо, или просто стать жертвами трагических обстоятельств, создающих в них уязвимость, которой могут воспользоваться злобные сущности. Об этом может свидетельствовать мой личный опыт: Мне было неприятно пить с женщиной-шаманом в Эквадоре, которую все очень хвалили, после того, как я увидел ее общее поведение и то, как она проводила «исцеление» с теми, кто к ней приходил. Ее брат трагически погиб за год до моего визита к ней, и я рассудил, что это событие могло сломить ее и способствовать размножению темных сущностей внутри.

Наконец, «хорошие» шаманы тоже стареют и становятся слабыми, но могут продолжать практиковать. Другой шаман, у которого я останавливался, старейшина очень известной семьи целителей и определенно мастер целительства в свое время, проводил церемонии аяхуаски почти каждый вечер в свои восемьдесят лет, когда я был там. Посетив одну церемонию в трезвом виде и став свидетелем его ухода из-за усталости около 10 вечера, я решил, что не хочу пить с ним и оставаться один под воздействием напитка.

Шаманы гринго — плюсы

Преимущества питья с «хорошими» шаманами гринго, по сути, являются обратной стороной потенциальных недостатков питья с коренными жителями Амазонии. «Хорошие» шаманы гринго могут лучше знать особенности западного здравоохранения и фармацевтические взаимодействия, которые может оказывать аяхуаска. Таким образом, они могут более тщательно проводить медицинское обследование и консультирование, и вообще относиться к этому аспекту употребления аяхуаски более серьезно, чем их коллеги из Амазонии. У них также могут быть тщательно разработанные процедуры на случай непредвиденных медицинских ситуаций. Это одна из причин, почему многие известные ретритные центры аяхуаски в Амазонии принадлежат и управляются западными людьми.

Кроме того, гринго, как правило, лучше знакомы с различными психологическими состояниями, которые западные люди стремятся излечить с помощью аяхуаски. Поэтому они могут обеспечить индивидуальный контроль, заботу и внимание к гостям на протяжении всего процесса исцеления, что может быть очень полезно при интеграции аяхуаски. При отсутствии языкового барьера обсуждение сложных мистических переживаний и их осмысления может сделать путешествие гораздо более гладким.

Кроме того, особенности ведения бизнеса, которые, возможно, более знакомы западным людям, привыкшим все делать по правилам, могут стать большим преимуществом для тех, кто спорит между двумя культурами по поводу того, что в конечном итоге является платной услугой. Респектабельные ретриты и церемонии под управлением Запада обычно отличаются высоким уровнем комфорта и привычной атмосферой западного сервиса, выполняют свои обещания и следуют всем намеченным маршрутам. Это может стать решающим фактором для тех, кто ценит удовольствие от привычной обстановки за пределами своей зоны комфорта.

Наконец, гринго также могут стать чертовски хорошими настоящими шаманами. Если они откажутся от своего культурного багажа, будут учиться у мастера из числа коренных жителей или метисов, пройдут через долгий, интенсивный процесс обучения и диеты, то вполне возможно, что они полностью усвоят оригинальные культурные аспекты использования аяхуаски и других растительных лекарств, эффективно воплощая в себе лучшее из обоих миров. Моя личная лучшая церемония аяхуаски была проведена с французским шаманом, который провел десятилетия в Перу и Эквадоре, соблюдая диету и обучаясь у сильного маэстро. У него семья из коренного населения, он говорит на языке кичуа как местный житель, поет икарос с той же серьезностью, которую я слышал у коренных шаманов, и действительно обладает выдающимися потусторонними силами.

Шаманы гринго — минусы

С другой стороны, даже «хорошие» шаманы-гринго могут оказаться неспособными преодолеть некоторые западные культурные пережитки и полностью погрузиться в амазонские предания и традиции. Без многих лет надлежащей шаманской подготовки и жизни среди аборигенов, менее вероятно, что они естественным образом усвоят амазонские традиции исцеления и более вероятно, что они будут пытаться подражать им, с разной степенью успеха. Например, возможно, они так и не получат свои собственные икаро от духов растений, а будут петь те, которым их научил маэстро, или просто импровизировать песни, не выступая в роли проводников божеств. Возможно, они даже не поют икаро, а ставят плейлист; это нормально, если музыка абсолютно подходит для места проведения церемонии аяхуаски, но ей может не хватать чистоты и подлинности икаро, а также динамической возможности исполнить индивидуальную песню исцеления в соответствии со специфической атмосферой группы или особыми потребностями человека.

Церемонии за пределами Амазонии обычно проводятся в подполье из-за нелегальности аяхуаски. Именно поэтому они проводятся реже, чем в Амазонии, и поэтому иногда они могут быть переполнены из-за высокого спроса. Принятие слишком большого количества людей на церемонии само по себе не обязательно является проблемой. Однако, в зависимости от характера группы, даже у тех, кто «хорошо» справляется с организацией церемонии, могут возникнуть сложности при критическом количестве людей, о которых нужно позаботиться. Кроме того, при большом количестве участников реальность такова, что путешествующие шаманы-гринго (гораздо более распространенные путешественники, чем международные амазонские шаманы, которые обычно посещают только одно или несколько мест) зарабатывают большие деньги, проводя церемонии. Даже «хорошие» шаманы, умеющие правильно держать пространство и петь правильные икаро, не чужды денежного комфорта, и это в определенной степени может влиять на их мотивацию служить медицине.

Наконец, шаманы гринго, даже те, у кого за плечами значительное время жизни в Амазонии, все равно происходят из западного общества. Их раннее детство, скорее всего, прошло под влиянием индивидуализма и материализма, и эго, сформированное в этот период, глубоко укоренилось. В отличие от коренных племен, которые воспитывались в коллективе, где соревновательность и выгода не являются главными целями, эти основополагающие черты требуют гораздо больше усилий, чтобы избавиться от них, если это вообще возможно сделать. Это может сделать такие основные качества шамана, как истинное сочувствие и смирение, более труднодостижимыми для гринго.

Что вам нужно от опыта аяхуаски?

Надеюсь, эта статья адекватно отобразила сложность и недуалистическую природу различий между шаманами и фасилитаторами аяхуаски из Амазонии и гринго. Оба могут быть «хорошими», «плохими» и «великими». Оба могут быть «квалифицированными» по-своему, а гринго даже могут стать «квалифицированными» так же, как амазонские шаманы, при достаточном количестве времени и преданности. Наконец, учитывая, что «хорошесть» шаманских навыков может быть оценена более объективно, и что никому не должно быть достаточно шамана ниже «хорошего», мы считаем, что ваш выбор должен зависеть не столько от культурного происхождения фасилитатора, сколько от ваших личных предпочтений и потребностей.

Если вам нужно глубокое духовное/энергетическое исцеление, скорее всего, вам больше поможет местный шаман. Если вы чувствуете, что ваши проблемы могут получить больше пользы от подхода, который включает в себя больше западных психологических знаний и бесед, шаман-гринго может быть более подходящим. Если вы просто хотите выпить аяхуаску в целях личностного роста, то это скорее вопрос ваших предпочтений. Если вы чувствуете, что готовы полностью покинуть зону комфорта, потратить время на изучение местного языка и полностью погрузиться в среду Амазонки, выбирайте шамана из местных жителей. Если же вы чувствуете себя более комфортно в привычной обстановке, выбирайте шамана-гринго или ретритный центр с западным управлением. И, наконец, если вы не рассматриваете возможность международного путешествия, а присоединяетесь к церемонии, проходящей поблизости, выбирайте того, кто ее проводит, при условии, что вы хорошо проверите репутацию и легитимность организатора.

Оставайтесь в безопасности и … глубоких путешествий!

Коренные или западные шаманы - кто лучше?
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap