Собираем части вместе: терапия внутренних семейных систем и психоделическое исцеление

Терапия внутренних семейных систем — это уважительный и непатологизирующий стиль психотерапии, который предлагает уникальный способ навигации по нашим внутренним ландшафтам. Признавая, что все мы состоим из разных частей или субличностей, мы можем узнать семью внутри себя и использовать нашу способность к самоисцелению. В сочетании с психоделиками терапия внутренних семейных систем предлагает нам новый способ доступа к нашей уникальной Я-энергии и исцеления частей, отягощенных прошлыми травмами.

Когда в последний раз вы вели внутренний диалог с самим собой? Возможно, вы обдумывали предстоящее решение и взвешивали варианты.

Размышляя об этом внутреннем разговоре, вы могли слышать, как отдельные голоса возникают, чтобы предложить свой вклад, но затем расходятся в противоположные мысли.

Внутренние размышления о плюсах и минусах бушует в вашем сознании; вы поддаетесь залпу: «это… нет… это».

Понаблюдайте за голосами, и вы сможете заметить разницу в тоне, эмоциях и мотиве. Как бы ни выглядел этот внутренний диалог для вас, вы, скорее всего, заметите, как разные аспекты вас самих вклиниваются в их рассказ.

В терминах терапии внутренних семейных систем — это «части».

Что такое терапия внутренних семейных систем (IFS)?

Терапия внутренних семейных систем расшифровывается (IFS) как Внутренние семейные системы, что в значительной степени совпадает с тем, как это звучит. У нас есть все эти различные внутренние части, которые вместе напоминают семью.

Дик Шварц, основатель терапии внутренних семейных систем, изначально практиковал семейную терапию. Осознав, что эти семейные системы существуют и в нашей психике, Шварц взял то, что он знал о семейной динамике, и направил это внутрь. Так эта форма терапии нашла свое начало в конце 1980-х годов.

В наших внешних семьях члены склонны распределять роли, осознанно или нет.

«Травмы и переживания, связанные с обособлением, которые происходят в наших семьях, как правило, вытесняют части из их естественно цельных состояний и заставляют играть экстремальные роли, которые им не нравятся, но они чувствуют, что должны их выполнять», — говорит Шварц. «Я люблю проводить аналогию с семьей, в которой есть маленькие дети. Допустим, в семье происходит что-то очень плохое. Иногда ребенок берет на себя роль родителя. Некоторые дети становятся замкнутыми и запертыми в метафорическом смысле. Исцеление включает в себя помощь им выйти из этих ролей, помочь им наладить связь друг с другом и восстановить доверие к руководящим принципам системы».

В этом и заключается суть терапии внутренних семейных систем. Рассматривая аналогию, которую приводит Шварц, мы можем представить, что травматическое событие аналогичным образом изменяет нашу внутреннюю семейную динамику. Естественно, ценные части внутри нас принимают на себя роли, которые им не нравятся, но они чувствуют себя обязанными их выполнять. Некоторые из этих ролей являются защитными по своей природе, в то время как другие части отвергаются и прячутся, чтобы их боль не захлестнула систему.

Терапия внутренних семейных систем объединяет две парадигмы: множественный разум и системное мышление.

Знакомство со своими частями

«Это естественное состояние ума — состоять из частей».

— Ричард Шварц

У каждого есть свои части, и наличие этих частей не является патологией. На самом деле, знакомство с ними может быть очень полезным. Шварц описывает части как священные внутренние существа, которые используют свои уникальные, ценные качества, чтобы помочь нам.

Мы знаем, что когда происходят травмирующие события, части могут принимать на себя деструктивные роли, которые кажутся необходимыми в момент события. Некоторые части хранят раны, или бремя, и терапия внутренних семейных систем называет эти части «изгнанниками». Они, как правило, молоды и часто застревают в прошлом, живя так, как будто событие всё ещё происходит или надвигается.

Другие части функционируют, чтобы защитить эти уязвимые части, и их метко называют «защитниками». Эти защитники делятся на два лагеря: менеджеры и пожарные. Менеджеры обычно управляют повседневной жизнью, работая над тем, чтобы предотвратить возникновение ран. Они серьезно относятся к своей работе и, пытаясь избежать боли, могут стремиться к совершенству, чтобы сохранить контроль. Они могут умиротворять других или избегать конфликтов. По словам Фрэнка Андерсона, мастера терапии внутренних семейных систем и эксперта по травмам, эти части часто бывают измотаны, когда вы спрашиваете их о том, что они чувствуют, но, тем не менее, они неустанно работают.

Защитные части, которые останавливают боль после нанесения раны, известны как пожарные. Их реакция «тушить пожар» может быть чрезвычайно экстремальной. В качестве примера можно привести заедание, вызывание рвоты, нанесение порезов, употребление психоактивных веществ, суицидальные мысли и диссоциацию.

Наш разум — это деликатная экосистема

В 1970-х годах экологическое движение побудило семейных терапевтов задуматься о том, как теория систем может быть применима к семейной динамике. Они поняли, что изменение одного элемента в семейной системе имеет эффект пульсации (как в природе), внося изменения, пусть даже едва заметные, в другие части системы. Системы отвергают попытки нарушить предпочитаемое ими состояние гомеостаза, особенно если эти попытки не учитывают потребности системы.

С точки зрения терапии внутренних семейных систем, защитные части могут стать устойчивыми, если они почувствуют угрозу для тонкой экологии внутри системы. Поскольку они тщательно охраняют свою территорию, они заслуживают того, чтобы быть понятыми и оцененными до любых попыток приблизиться к уязвимым частям. По этой причине клиент и терапевт должны подходить к защитникам с уважением и состраданием, внушая им, что они могут освободиться от своей роли с помощью уважительного стиля работы с частями (подробнее об этом позже).

«Часть не собирается отказываться от своей роли, пока ей больше не нужно это делать».

— Фрэнк Андерсон
  • Save

Доступ к личной энергии

Терапия внутренних семейных систем признает, что у людей уже есть все внутренние ресурсы. Самость по своей природе сильна.

Шварц определяет Самость — как состояние, доступное каждому из нас, которое не было повреждено травмами. Это наша всегда присутствующая версия себя. Самость понимает, что нужно каждой внутренней части, и настраивается на эти потребности. В то время как у частей может быть своя повестка дня, у «Я» ее нет.

«Я» не включено и не выключено, не присутствует и не отсутствует — оно всегда там, ожидая, когда части отойдут в сторону, а мы окажемся в нем».

— Наташа Ананд Буджихавон

Самость содержит удивительные целительные качества, и она является воплощением того, что Шварц называет 8 «С» самосовершенствования:

  • Calmness
  • Clarity
  • Curiosity
  • Compassion
  • Confidence
  • Courage
  • Creativity
  • Connectedness
  • Спокойствие
  • Ясность
  • Любопытство
  • Сострадание
  • Уверенность
  • Смелость
  • Креативность
  • Связность

Чтобы показать, как это может выглядеть в действии, вот личный пример того, как я могу использовать самоэнергию для связи и общения с частью.

Когда я сталкиваюсь с сильным стрессом, я могу почувствовать знакомое неприятное ощущение в животе. Это ощущение может показаться мне таким, как будто рядом с моим животом открылась чёрная дыра. Она затягивает меня внутрь. Мое тело сжимается, и я чувствую, что сгорбился, стал меньше. Мое дыхание кажется прерывистым.

Но я узнаю это чувство. Одна из моих тревожных частей кричит мне: Это слишком!

Вместо того чтобы отворачиваться от дискомфорта, я могу мягко настроиться на эту часть, соединившись с ней в своем теле. Обратившись к Самоэнергии, я с любопытством наблюдаю за этим опытом. Что в этом переживании слишком сильно? Чего вы боитесь, что может произойти? Спокойно я спрашиваю, чем еще он хотел бы поделиться со мной.

Я чувствую, как волна сострадания проходит по всему моему телу, когда я выслушиваю страхи этой части. Я с уважением отвечаю на ее опасения и, если необходимо, обещаю этой части, что вернусь к ней позже, если понадобится (и всегда выполняю это обещание). Такое общение дает много ясности относительно того, что происходит внутри. Действие из позиции самосовершенствования позволяет мне сохранять присутствие в настоящем моменте и чувствовать себя более связанным с жизнью вокруг меня.

Бывают моменты, как в приведенном выше примере, когда мы чувствуем себя поглощенными какой-то частью. Это известно как «смешивание». Однако мы можем развить способность распознавать, когда мы не в «Я», и научиться работать со своими частями, чтобы разделиться.

Как говорит Андерсон, мы можем научиться говорить от имени своих частей, а не от себя.

Как выглядит сеанс терапии внутренних семейных систем?

У терапии внутренних семейных систем есть 4 основные цели:

  1. Полное исцеление ран
  2. Освобождение частей от их экстремальных ролей (но не избавление от них)
  3. Восстановление доверия частей к самоуправлению
  4. Помочь частям интегрироваться обратно в систему

При наличии личной энергии как у клиента, так и у терапевта, процесс освобождения может начаться для тех изгнанных частей нас, которые застряли во времени. И снова, прежде чем приступить к этому процессу, необходимо получить разрешение от частей-защитников.

Как только разрешение получено, клиент может стать свидетелем того, что эта часть хочет показать «Я». Затем «Я» может настроиться на потребности части и быть с ней так, как ей было нужно в момент тяжелого воспоминания.

Однако одного пребывания не всегда достаточно. В шаманских системах есть практики, помогающие вернуть утраченные фрагменты себя через поиск души. В терапии внутренних семейных систем процесс извлечения включает в себя вытаскивание части из небезопасного окружения и перенос ее в новое место, которое кажется более безопасным. Там «Я» предлагает части выгрузить все экстремальные мысли, чувства и убеждения, накопившиеся после травмы, отпустив их стихиям (ветру, огню, дождю и т.д.).

Затем эта часть может принять новые качества, например, те, которые описывают личную энергию. Защитников приглашают стать свидетелями исцеления этой части, что помогает им убедиться в том, что они свободны и могут найти новую, более здоровую роль в системе.

Этот процесс основан на фактах и известен тем, что приводит к огромному исцелению. Но, как и большинство трансформационных процессов, он требует преданности процессу интеграции. После сеанса под руководством врача человек должен ежедневно в течение 3-4 недель работать с этой частью. Это укрепляет нейронные сети и способствует постоянному исцелению. В этот период интеграции необходимо также следить за защитниками. Как они справляются со своей новой ролью? Есть ли у них дополнительная работа? Как вы можете поддержать их?

  • Save

Чем могут помочь психоделики?

Терапия внутренних семейных систем может быть ценным инструментом для человека, находящегося в психоделическом путешествии. Она предлагает уникальную линзу, которая может быть полезна для понимания процессов, происходящих в путешествии, особенно сложном.

На недавнем саммите Лиам Фаркухар рассказал, что психоделики, такие как пейот и МДМА, могут помочь человеку получить доступ к большей личной энергии. Это позволяет достичь более глубокого сострадания и большей ясности при знакомстве с больными частями системы.

В настоящее время эта основа используется в клинических испытаниях МДМА, спонсируемых MAPS, для лечения ПТСР. Как и истоки терапии внутренних семейных систем, она возникла спонтанно на этих сессиях. Майкл Митхофер, психиатр и клинический исследователь в MAPS, отмечает, что в 81% сеансов с использованием МДМА участники спонтанно вызывали осознание различных частей себя.9

Другие аспекты терапии внутренних семейных систем, похоже, также органично раскрываются на этих сессиях. Без прямого руководства со стороны терапевта участники часто испытывают разделение на части, растущее понимание и уважение к защитникам, а также свидетельствование и освобождение от прошлых травм.

«Один из способов описать действие МДМА заключается в том, что он облегчает доступ к высокому уровню самоэнергии и тем самым приносит мужество встретиться лицом к лицу с болезненным опытом. Он обеспечивает ясность и сострадание к своим частям и бремени, которое они несут».

— Майкл Митхофер

Структура терапии внутренних семейных систем также исследуется с другими психоделическими препаратами, такими как псилоцибин и кетамин.

Элизабет Колл, психотерапевт, прошедшая обучение по МДМА-ассистированной психотерапии и кетамин-ассистированной психотерапии (KAP), отмечает, что кетамин обладает способностью обезоруживать защитников. «KAP позволяет защитникам смягчиться, чтобы психотерапия могла развернуться».

Терапия внутренних семейных систем как инструмент подготовки и интеграции психоделиков

Хотя психоделические препараты могут изменить жизнь, они не являются волшебной палочкой. Самая мощная трансформационная работа совершается в период интеграции после трипа. Система терапии внутренних семейных систем может стать ценным инструментом в этот период, поскольку она тоже связана с интеграцией и самоорганизацией.

Включение терапии внутренних семейных систем в процесс психоделической интеграции, включая подготовку и последующий уход, может включать картирование и соединение с частями, а также улучшение доступа к «Я». Чем больше мы сможем практиковать процесс терапии внутренних семейных систем на этапе подготовки, тем больше мы сможем получить к нему доступ во время сложных трипов.

Наташа Ананад Буджихавон, практик терапии внутренних семейных систем, рекомендует прочувствовать страхи, которые некоторые части могут испытывать во время трипа.

«Если клиент знает о различных частях, которые могут (или склонны) активизироваться в трипе, например, о страхе или тревоге, он может войти в контакт с ними и саморегулироваться».

И снова важно получить разрешение от защитных частей, иначе поляризация и разногласия между частями могут усилиться. В некоторых случаях защитники могут даже блокировать психоделические эффекты. Роберт Фальконер, консультант и практик терапии внутренних семейных систем, отмечает, что если защитники чувствуют себя оттесненными препаратами, то после путешествия они могут вернуться злыми, нервными или скептически настроенными.5

После психоделического сеанса такие упражнения, как ведение дневника, рисование, медитация или инвентаризация вашей внутренней семьи, могут помочь вам обработать то, что всплыло во время трипа. Система терапии внутренних семейных систем предлагает способ концептуализации и осмысления вашего опыта.

«В этом и заключается важнейшая роль интеграции: перекалибровать эго с Я, наблюдать и направлять уязвимые части, которые нуждаются в заботе, и обосновывать потенциально экспансивные видения в реальный путь ощутимого исцеления».

— Саймон Юглер

Работа с клиентами

«Это воплощенный опыт, и клиент может погрузиться только в те глубины, в которых он побывал сам. Личный опыт работы с веществами является ключевым».

— Наташа Ананд Буджихавон

Терапевты или мастера, работающие с клиентами по терапии внутренних семейных систем, должны выполнять свою внутреннюю работу, принимая полную ответственность за свои части. Это абсолютно верно и для психоделических фасилитаторов и интеграционных практиков, использующих эту структуру. Есть ощущение в теле, когда фасилитатор/терапевт находится в Я, и когда части проявляются, это может быть заметно в определенных областях тела. Шварц проверяет себя, задавая такие вопросы, как: Открыто ли мое сердце? Течет ли моя внутренняя энергия через мое тело?

Другой способ проверки себя — воплощение в жизнь 5 «П» настройки терапевта:

  • Patience
  • Presence
  • Perspective
  • Persistence
  • Playfulness
  • Терпение
  • Присутствие
  • Перспектива
  • Настойчивость
  • Игривость


Мастера должны практиковать терпение, продвигаясь только с той скоростью, которая уважительно относится к частям системы клиента. В моменты, когда требуется настойчивость, практикующий, владеющий терапией внутренних семейных систем, может проявить ее, не будучи назойливым. Это может выглядеть как пауза и возвращение на следующей сессии.

Возвращаясь к системной теории этого подхода, в терапии внутренних семейных систем необходимо быть чувствительным к контексту, в котором происходит поведение, и не пытаться подавлять, контролировать или изгонять защитные части. В противном случае части могут почувствовать необходимость бороться сильнее, чтобы защитить уязвимые части. Дополнительная перспектива осознания того, что части имеют добрые намерения, может улучшить общение с ними.

Присутствие также является ключевым компонентом. Целитель должен оставаться присутствующим в Себе, воплощая 8 «С». Андерсон отмечает: «Если ваш клиент не может получить доступ к «Я», то вы являетесь «Я» системы. Вот почему важно убрать свои части с дороги». Когда мастер работает с клиентом и чувствует, что его части приближаются, он закрывает глаза и перекалибруется. «Я говорю клиенту, чтобы он позвал меня. Это так восстанавливает». Включение соответствующего уровня игривости также может быть вполне восстанавливающим.

Психоделические фасилитаторы и интеграторы должны воплощать в жизнь 5 «П» терапевтической настройки, чтобы помочь клиентам чувствовать поддержку в безопасной обстановке. Часто всплывают воспоминания, которые долгое время были изгнаны, и их нужно хранить с заботой и состраданием, чтобы предотвратить и уменьшить вред.

Знайте, когда следует обратиться к психотерапевту

Буджихавон отмечает, что задача мастера — помочь клиентам выявить страхи, отягощенную энергию и воспоминания, а также другие проблемы. Однако, что не менее важно, мастера должны знать, когда следует обратиться к терапевту.

«Бывают случаи, когда над некоторыми из этих ситуаций действительно нужно работать с квалифицированным психотерапевтом. Главное, чтобы вы понимали, с чем вам комфортно, с чем вы способны и уверены работать… и знали, когда вы не можете вести этого клиента дальше».

Выводы

Система внутренних семейных систем может обеспечить уважительный, непатологизирующий подход к пониманию нашей психики. Связь и отношение к нашим многочисленным уникальным частям может помочь нам реорганизовать систему и улучшить нашу способность получить доступ к Самости. В некоторых случаях психоделическая медицина способна еще больше усилить нашу способность глубоко соотноситься с этими частями и подключаться к нашему внутреннему исцеляющему интеллекту. Однако и в терапии внутренних семейных систем, и в работе с психоделиками и растительными лекарствами именно процесс интеграции глубоко закрепляет это исцеление.

Источники

Собираем части вместе: терапия внутренних семейных систем и психоделическое исцеление
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap