Если вы уже были на церемониях или знаете о психоделическом пространстве, то, скорее всего, вы слышали термин «сет и сеттинг«. Если вы пробовали волшебные грибы, аяхуаску или МДМА, были на церемонии камбо или рапэ — вы знаете, что сет и сеттинг — имеет очень важное значение. Сет относится к вашему настрою, когда вы входите в психоделический опыт, а сеттинг относится к среде, в которой проходит сеанс. И сет, и сеттинг включают в себя целый ряд различных факторов и могут оказать сильное влияние на направление и характер вашего трипа.
Отказ от ответственности: ни один из компонентов или веществ, упомянутых в этой статье, не связан с Домом Камбо и НЕ рекомендуется им! Мы НЕ поощряем действия, которые могут быть незаконными в вашей стране и/или регионе. Эта статья представлена в ознакомительных целях: в целях снижения вреда для тех, кто уже использует это вещество и может быть на грани жизни и смерти. В любом другом случае — эта статья представляет собой художественное произведение. Мир Вам! ॐ.
Термин «сет и сеттинг» был впервые использован Тимоти Лири в 1960-х годах, и каждый из компонентов рассматривается в его психоделическом руководстве 1964 года: «Психоделический опыт (Руководство по приёму психоделических веществ)«. Лири считал, что для получения максимальной пользы от этого опыта необходимо понимать влияние внутренних и внешних факторов.
Однако важно отметить, что, хотя Лири дал концепции такое название, он не сам придумал его. Коренные культуры, использующие священные растения на протяжении тысячелетий, используют сет и сеттинг для усиления церемониального опыта, например, соблюдая определенную диету перед церемонией, играя музыку и сжигая копал.
Итак, что же именно составляет сет и сеттинг — и почему это так важно?
Сет — в сете и сеттинге
Сет относится к нашему внутреннему состоянию, когда мы принимаем растения силы, и может включать в себя краткосрочные факторы, такие как настроение, подготовка и ожидание опыта, а также более устойчивые факторы, такие как личность, личная история и убеждения о себе. Лири классифицирует эти явления как долгосрочные и неотложные параметры1.
Мотив для церемонии и использования священных растений также может повлиять на то, как пройдет ваш трип, поэтому очень важно определить свои намерения на предстоящее путешествие. Наличие намерения, о котором вы можете напоминать себе, поможет вам закрепиться в пути, особенно если на некоторых этапах он будет сложным. Постарайтесь отказаться от любых ожиданий и приготовьтесь к тому, что вам будет интересно узнать и что может проявиться.
«Сет очень важен, потому что он может по-разному влиять на то, что происходит в трипе», — говорит Лея Фридвумен, тренер по психоделической интеграции. Однако Фридвумен отмечает, что не стоит иметь сильные ожидания того, что произойдет: «Не пытайтесь предсказать, как ваш сет повлияет на трип, потому что это всегда будет по-разному».
«Не существует единого способа «подготовить» сет и сеттинг», — говорит доктор медицины Каталина Мунар, основатель ИМАП, программы интегративного медицинского сопровождения, которая обеспечивает интеграционную поддержку лицам, работающим с медициной предков. «Однако важно, чтобы человек осознавал, куда он идет, понимал, что он намеревается исцелить, и не имел никаких ожиданий. Он должен верить, что лекарство даст ему то, в чём он нуждается, и быть открытыми ко всему, что может случиться».
Вот еще несколько практических советов о том, как войти в психоделический опыт с наилучшим «сетом»:
- Ведите дневник/записывайте свои намерения.
- Практикуйте глубокое, медленное дыхание, чтобы успокоить свою нервную систему.
- Медитируйте, чтобы заземлить свое внимание.
- Прогуляйтесь на свежем воздухе или проведите некоторое время на природе.
- Слушайте успокаивающую музыку, которая вам нравится.
- Поговорите с друзьями и родственниками заранее, а если вы собираетесь проводить сеанс с мастером или терапевтом, поговорите с ними о любых сомнениях или опасениях, которые у вас могут возникнуть.
- Займитесь легкими физическими упражнениями, например, йогой, и настройтесь на то, как чувствует себя ваше тело.
- Выражайте себя через творческие занятия, например, играйте музыку, пойте или танцуйте.
- Всегда чувствуйте в себе силы отменить или отложить трип, если он вам не по душе.
Сеттинг — в сете и сеттинге
Сеттинг в трипе включает в себя физическое окружение, присутствующих людей и любую музыку или звуки. В типичном сеансе психоделической терапии обычно присутствует мягкое освещение, удобный диван или кресло, на котором можно прилечь, одеяла и подушки, предметы духовного характера (например, кристаллы или камни), а также визуально привлекательные или успокаивающие произведения искусства. Несмотря на то, что терапия может проводиться в клинических условиях, типичная больничная палата с её ярким освещением и клинической атмосферой не подходит для человека, идущего на церемонию.
«Мы работаем с нашими клиентами, чтобы создать безопасное, комфортное и способствующее исцелению пространство», — говорит Михаил Титов, основатель и мастер Дома Камбо. «Это включает в себя устранение физических опасностей, уменьшение внешних отвлекающих факторов и добавление таких элементов, как освещение, музыка, красивые полотна и вода», — добавляет он.
Если вы проводите церемонию самостоятельно или принимаете растения силы в одиночку или с друзьями, лучше всего находиться в удобном и уединенном месте, где вам не придётся сталкиваться с неожиданными обстоятельствами. Это может быть дом или дом друга, а если вы находитесь на природе, то там, где вас не будет беспокоить «внешний мир» и не придется двигаться.
Проведение церемоний на природе может быть чрезвычайно мощным опытом.
«Когда мы погружаемся в опыт, мы часто чувствуем связь со всем, что нас окружает», — говорит Ивайло Говедаров, ведущий психоделической медицины в Колумбии и основатель «Сада Колибри». «Пребывание на природе не только позволяет нам соединиться с самой природой, восхититься ее естественным дизайном и ощутить ее простор, но и избежать городской суеты, которая может повлиять на опыт».
Еще один важнейший компонент сеттинга — это музыка. Во время церемоний с растениями силы музыка может усилить эмоции, видения и даже усилить трансформационный характер опыта. Многие также отмечают, что под воздействием веществ, таких как псилоцибин, ЛСД или аяхуаска, музыка звучит более красиво и осмысленно. Так, в исследовании 2020 года было обнаружено, что музыка на основе обертонов, звучащая во время псилоцибинового сеанса, коррелирует с более высокими оценками мистического опыта и более высокими показателями воздержания от курения после сеанса по сравнению с современной классической музыкой2.
«Музыка — один из очень мощных способов направить энергию трипа в определенное русло», — говорит Говедаров. «Например, исполнение индуистских мантр во время псилоцибинового путешествия, которые имеют очень специфическую вибрацию, может нести очень мощное послание путешественнику и помочь создать пространство для глубокого исцеления».
Наконец, очень важно учитывать, кто присутствует во время опыта. Если вы входите в трип не под руководством опытного мастера, а в присутствии других людей, убедитесь, что вы чувствуете себя абсолютно комфортно рядом с ними. Это важно для снижения чувства паранойи или тревоги во время трипа. Вам также может понадобиться присутствие сопровождающего, который должен быть человеком, с которым вы чувствуете себя комфортно и который имеет опыт употребления этого вещества, но остается трезвым во время трипа. Он должен следить за вашей безопасностью во время путешествия и обеспечивать чувство защищенности.
Если вы отправляетесь в трип с опытным мастером или обученным шаманом, обязательно узнайте отзывы о нём и какой школы он придерживается, насколько мягким будет трип или он за жёсткий подход. Более подробнее о подборе мастера в этой статье.
Социально-культурные факторы сета и сеттинга
Хотя сет и сеттинг можно легко понять в рамках описанной выше схемы, также важно понимать роль культуры в сет и сеттинге и то, как она может повлиять на трип человека. Например, в исследовании 2019 года изучается, как расовый опыт может влиять на психоделический опыт.3 Автор предполагает, что такие факторы, как проблемы психического здоровья расовых и этнических меньшинств, а также характер расовых отношений «создают особую культурную среду для расовых психоделических потребителей», что может повлиять на интерпретацию опыта индивидом.
Другое исследование проливает свет на то, что сет и сеттинг не могут существовать независимо от культуры, поскольку «и сет, и сеттинг в определенной степени формируются под влиянием более широкого социокультурного контекста».4 Автор приводит известный пример использования пейота белыми и коренными американцами. Исследование 1959 года показало, что после употребления мескалинсодержащего кактуса, пейота, белые потребители «демонстрировали сильные перепады настроения, чередуя депрессию, тревогу и эйфорию», в то время как их коренные американские коллеги «демонстрировали относительную стабильность настроения, характеризующуюся энтузиазмом и религиозным благоговением»5.
Понимание влияния культурных и социологических факторов на сет и сеттинг жизненно важно для любого специалиста, работающего с растениями силы или с людьми, интегрирующими психоделический опыт. Хотя менталитет человека и физическая среда в данный день важны для опыта, существует целая культурная и социологическая история, которая формирует «сет» и «сеттинг» для каждого конкретного человека.
А что насчет «пространства»?
В дополнение к сет и сеттингу, вы могли слышать, как опытные люди в церемониальных кругах говорят о создании безопасного пространства для употребления растений силы. Понятие «пространство», выходит за рамки сет и сеттинга вокруг одного опыта и относится к многочисленным компонентам, которые могут повлиять на безопасность и результаты трипа.
Когда трип является целенаправленным, то есть совершается в терапевтических, лечебных целях или в целях роста, пространство играет важную роль в получении максимального долгосрочного эффекта. В случае психоделической терапии пространство включает в себя такие действия, как: обследование перед сеансом и беседы с мастером, структура программы и частота сеансов, качество препаратов, а также оказание поддержки во время и после трипа.
Если вы принимаете растения силы вне терапевтической среды, пространство не менее важно и включает в себя то, как вы готовитесь к трипу, дозу и чистоту лекарства, поддержку и ресурсы, доступные вам во время и после трипа, а также компоненты сет и сеттинга, описанные выше.
В конечном итоге, имея безопасное и благоприятное пространство для психоделической сессии, вы минимизируете вероятность того, что вы выйдете из трипа с ощущением бессилия и потери психологического контроля, что может привести к упадку и долгому восстановлению.
Сет и сеттинг — это ключевая часть обеспечения ответственного, безопасного и полезного использования любых растений силы и психоделических веществ. Если вы впервые хотите попробовать растения силы, начинаете изучать области психоделической терапии или психоделической интеграции. И помните, понимание многочисленных аспектов сет, сеттинга и пространства — имеют решающее значение!
Источники
- Leary, T., Metzner, R., & Alpert, R. (1964). The psychedelic experience: A manual based on the Tibetan book of the dead. New York, NY: University Books.
- Strickland, J. C., Garcia-Romeu, A., & Johnson, M. W. (2020). Set and Setting: A Randomized Study of Different Musical Genres in Supporting Psychedelic Therapy. ACS Pharmacology & Translational Science, 4(2), 472–478.
- Neitzke-Spruill, L. (2019). Race as a component of set and setting: How experiences of race can influence psychedelic experiences. Journal of Psychedelic Studies, 4(1), 51–60.
- Hartogsohn, I. (2017). Constructing drug effects: A history of set and setting. Drug Science, Policy and Law, 3.
- Wallace, A. F. C. (1959). Cultural Determinants of Response to Hallucinatory Experience. Archives of General Psychiatry, 1(1), 58.