Аяхуаска и культурное возрождение Хуни Куин и фильм: Объятия змеи

В некоторых районах Бразилии происходит культурный ренессанс коренных народов, и аяуаска находится в центре этого движения за суверенитет.

В переводе «Истинный народ», хуни-куин составляют крупнейшую коренную нацию в штате Акре в Бразилии. Не менее 35% их населения проживает на 12 землях в штате Акко, расположенных вдоль рек Тарауака, Жордан, Бреу, Муру, Энвира, Хумайта и Пурус. Насчитывая около 15 000 человек, эти общины отличаются друг от друга в культурном, социальном и политическом аспектах, но при этом имеют общие корни предков.

Потерянная культура

В конце XIX века Хуни Куин, большинство из которых жили глубоко в тропических лесах и вдали от цивилизации, столкнулись с колониальным экстрактивизмом. Западная потребность в каучуке привела на их земли множество иностранцев, что привело к преследованию и порабощению их народа, а также к распространению различных заболеваний, от которых у них не было лекарств.

Как и многие другие коренные общины Амазонии, население хуни-куин быстро рассеялось и сократилось, их некогда яркая культура пришла в упадок, а само выживание оказалось под угрозой.

К 1950-м годам каучуковый бум в Амазонии постепенно спал, но многие элементы ритуалов, языка и материальной культуры хуни-куинов уже были забыты. Их песни, ритуалы плодородия и инициации, ткацкие узоры и многие другие знания предков, хранившиеся веками, исчезли всего за несколько десятилетий.

Восстановление корней

С тех пор Хуни Куин в Акко стремились укрепить свою культуру, что привело их к основанию новых деревень и межплеменному обмену с соседними общинами, а также со своими родственниками из Перу, с которыми они были в значительной степени разлучены с начала вторжения.

В конечном итоге эти усилия привели к росту интереса молодежи к обычаям предков и постепенному восстановлению их нематериального наследия.

Важной частью традиций народа Хуни Куин, имеющей решающее значение для его культурного возрождения, являются его священные растительные лекарства, в том числе провидческий чай nixi pãe (аяхуаска). Поскольку в последние несколько десятилетий на Западе возрос интерес к аяхуаске и коренным культурам Амазонии, некоторые общины хуни-куин решили вступить в контакт с иностранцами, которые ищут исцеления, духовного роста и понимания культурных традиций предков и которые, в свою очередь, могут помочь им в укреплении их культуры.

Вы можете посмотреть потрясающий фильм, об общинах и проблем с каучуком (полная версия фильма на Яндекс (рус)). Трейлер на языке оригинала:

  • Save

Объятия змеи (2015)

El abrazo de la serpiente («Объятия змеи») — колумбийско-венесуэльско-аргентинский драматическо-приключенческий фильм совместного производства 2015 года режиссера Сиро Герра. Фильм получил приз Art Cinema Award в секции «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля 2015 года , а также восемь премий Macondo 2015 года, вручаемых Колумбийской академией кинематографических искусств и наук, в том числе за лучший фильм. Кроме того, фильм был номинирован на 88-ю премию «Оскар » в категории «Лучший фильм на иностранном языке», став первым колумбийским фильмом.

В фильме рассказываются две истории, происходящие в 1909 и 1940 годах во время «каучуковой лихорадки». В обеих историях речь идет о Карамакате, амазонском шамане и последнем выжившем представителе своего племени, и его путешествии с двумя учеными, немцем Теодором Кох-Грюнбергом и американцем Ричардом Эвансом Шультесом, в поисках якруны, таинственного священного растения.

По сюжету 1909 года Тео — этнограф из Тюбингенского университета, много лет проживший в Амазонии и теперь тяжело больной; с ним путешествует его спутник Мандука, бывший раб из перуанских каучуковых экспедиций. Оба мужчины посещают Карамакате в надежде, что он поможет вылечить Тео. Карамакате сначала отказывается помочь ученому, потому что не доверяет белым людям, но в конце концов соглашается помочь ему, применив временное лекарство через ноздри под названием «солнечная эссенция (рапэ)«, и отправляется с ними обоими на каноэ на поиски единственного возможного лекарства от его болезни — священного растения «якруна».

В 1940 году американский ботаник Эван встречает стареющего Карамакате, который начал забывать мудрость своего народа. Эван пытается пойти по стопам Тео в поисках растения и решает отправиться в джунгли на поиски якруны. Чтобы заручиться его помощью, ботаник говорит Карамакате, что делает это в академических целях, так как посвятил свою жизнь растениям, и что он надеется, что якруна поможет ему видеть сны. Однако это ложь; настоящая цель Эвана — наладить стабильные поставки каучука для армии США, запасы которого сократились из-за Второй мировой войны.

Обе экспедиции прибывают в небольшое поселение Ла Чоррера, религиозную миссию. В 1909 году поселением управляет испанский монах-капуцин, который остался единственным взрослым в деревне после исчезновения двух его спутников в джунглях. Он проводит свои дни, собирая сирот с каучуковых плантаций, чтобы предотвратить их порабощение плантаторами и «спасти их души», которые он понимает как принудительный процесс вестернизации. Карамакате пытается научить сирот знаниям своего народа, но это вызывает гнев и наказание религиозного человека, который видит в этом языческие практики. Мандука нападает на священника в защиту детей и сбивает его с ног, троица решает, что теперь, когда они начали драку, они больше не могут оставаться в деревне.

К 1940 году это же поселение превратилось в причудливый культ личности вокруг бредового бразильца, который провозгласил себя мессией и ведет сирот, теперь уже взрослых, в причудливые религиозные церемонии, включая распятие. Жители поселения с подозрением относятся к Эвану и Карамакате, которым удается пройти через деревню только после того, как они выдают себя за мудрецов Бальтазара и Мельхиора.

В 1909 году троица прибывает на пограничный форпост, где живут последние представители народа карамакатов, погрязшие в алкоголизме и забывшие свои традиции; в результате они начали выращивать якруну, которая по обычаю должна расти в диком виде, чтобы использовать ее как простое лекарство. В ярости Карамакате поджигает посевы, а группа колумбийских солдат начинает захватывать деревню.

В 1940 году Карамакате и Эван приезжают на холмы Мавекур, где было найдено последнее растение якруна, и здесь ботаник признается своему спутнику в правде о своей экспедиции. Разочарованный, Карамакате говорит ему, что он не может взять растение и должен его съесть, Эван соглашается. Фильм заканчивается красочными видениями, вызванными якруной.

Как опубликовано в книге «Затерянная Амазония», Ричард Эванс Шультес провел двенадцать лет в колумбийской Амазонии с 1941 по 1952 год.

Аяхуаска и культурное возрождение Хуни Куин
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap