Глобализация аяхуаски породила волну неквалифицированных шаманов-гринго, обслуживающих постоянно растущую аудиторию неофитов, которые практически не имеют представления о том, что такое «хороший шаман аяхуаски/камбо/рапэ» или что такое «хорошая церемония аяхуаски/камбо/рапэ».
По аналогии с тем, как Запад кооптировал древнюю индийскую дисциплину йоги и принял ее сведение к 26 асанам в жарком зале в качестве фитнес-занятий, аяхуаска кооптируется гринго и сводится к инструменту развития личности, который нужно потреблять на фоне записанной музыки. Конечно, Бикрам — индиец, но его многомиллионная франшиза «Бикрам йога» взлетела в США и собрала массовую американскую потребительскую базу.
Подобным образом отупление от аяхуаски захватывает западный мир.
Способность неофита отличать отличное от посредственного (или даже ужасного) еще больше размывается, если гринго-фасилитатор подает мощное, великолепное на вкус варево аяхуаски. Удивительный, героический психоделический трип может заставить даже самого жестокого фасилитатора казаться Богом.
В то время как ужасного, жестокого или опасного фасилитатора, как правило, гораздо легче распознать, чего же не хватает большинству гринго, когда речь заходит о том, чтобы отличить хорошего фасилитатора от посредственного?
Я решил поделиться тем, что я заметил за 15 лет употребления аяхуаски, 150 церемоний (от ужасных до потрясающих), 30+ шаманов и фасилитаторов, 7 коренных племен, несколько бразильских церквей и множество неошаманских кругов в Перу, Эквадоре, Бразилии, Европе, США и Азии.
Я также поинтересовался мнением более чем 90-тысячного сообщества аяхуаски на Facebook о том, что для них значит «хорошо», «отлично» и «мастерство», а также их мыслями об использовании записанной музыки в церемонии аяхуаски.
Прежде чем мы начнем… давайте проясним несколько моментов
Эта статья посвящена быстро растущему рынку аяхуаски и камбо для гринго, на котором количество потребителей и организаторов аяхуаски/камбо/рапэ, не являющихся коренными жителями, теперь превышает количество людей (как коренных, так и метисов), потребляющих и обслуживающих церемонии в Амазонии.
Чтобы пресечь некоторые из наиболее распространенных возражений в зародыше:
- Мы понимаем, что в Южной Америке существуют квалифицированные и неквалифицированные, хорошие и плохие аяхуаскерос.
- Мы понимаем, что безопасность и честность — основа всех «хороших» церемоний аяхуаски.
- Мы понимаем, что «истинным шаманом и целителем» является растительное лекарство
- Мы любим и получали глубокие видения, слушая записанную музыку, и в любой день предпочтем отличный плейлист неумело проведенной церемонии.
Цель этой статьи — рассказать о том:
- Каких навыков проведения церемонии может не хватать гринго-потребителям аяхуаски и организаторам церемонии
- Почему гринго-фасилитаторам стоит овладеть тонким искусством проведения церемонии аяхуаски
- Почему для разборчивых потребителей аяхуаски важно знать, что такое «навыки», а также что такое «хорошо» и «отлично».
- И почему важно искать фасилитаторов, которые действительно посвящают себя развитию навыков, необходимых для проведения этого глубокого и тонкого искусства исцеления в хорошем смысле этого слова.
Также…
«Хорошо» — понятие относительное; «мастерство» — нет; и «стиль» — это совершенно разные вещи
Прежде чем погрузиться в эту глубокую тему, важно провести различие между «хорошо» и «квалифицированно». Для большинства потребителей аяхуаски и камбо, которые являются выходцами с глобального Севера и имеют ограниченный опыт употребления аяхуаски/камбо в Южной Америке, «хорошо» означает:
«У меня были видения, я чувствовала себя в безопасности, мне это нравилось, это работало на меня».
Но поскольку аяхуаска — это растительное лекарство, которое использовалось сотни, если не тысячи лет, как одно из многих средств в целостной системе здравоохранения, от человека (шамана), применяющего это средство, ожидалось наличие «навыков».
На Западе у нас есть лицензионные комиссии для медицинских работников, и наше понимание того, что такое «хороший врач», зависит от навыков, знаний и опыта этого человека. Аналогичным образом, в Амазонии от шаманов также ожидали знаний, навыков, опыта и оценки их старейшин, прежде чем их признавали «готовыми» к применению лекарств.
Любой шаман-гринго, который защищается по поводу того, необходимы ли эти навыки, скорее всего, не выполнил требований, необходимых для работы с аяхуаской для любой непрерывной шаманской линии.
Хотя в Амазонии существует множество линий и способов работы с аяхуаской, навыки, которыми должен обладать шаман, достаточно устойчивы во всех линиях аяхуаски, а также в шаманских культурах по всему миру.
В основном, эти навыки включают в себя способность шамана
- направлять и перемещать невидимые энергии
- общаться с духами, предками и проводниками
- вести группу людей в своей молитве и трансовом состоянии
- и, самое главное… исцелять.
Это те шаманские навыки, которые входят в тонкое искусство церемонии аяхуаски. Реальное развитие этих навыков может сделать «хорошего» фасилитатора «великим».
Также важно прояснить…
«Квалифицированный» — не то же самое, что «хороший», а «хороший» — не «великий»
В мире аяхуаски и камбо большое внимание уделяется поиску квалифицированного шамана или организатора. Это важно и необходимо — вы же не захотите обратиться к врачу, который не учился в медицинском колледже. Однако понятие «квалифицированный» весьма изменчиво, очень субъективно, и его не следует путать с понятием «хороший». Это понятие очень изменчиво, потому что в разных традициях существуют разные критерии для определения того, когда ученик готов служить мастеру растительной медицины.
Кроме того, с глобализацией церемоний целители обнаруживают, что могут зарабатывать большие деньги, обучая гринго работе с растительными лекарствами. Некоторые из этих курандерос очень щедро дают своим ученикам разрешение на работу с лекарствами. По этой причине квалификация человека может быть крайне субъективной.
Шаман или фасилитатор может быть «квалифицированным», но не «хорошим», потому что он эгоист, сексуальный хищник или жестокий. Или у них есть все дипломы, но их сердце не занято работой, их икаро роботизированы и повторяются… это просто «работа».
С другой стороны, трудно быть «хорошим» ведущим церемонии аяхуаски, не имея соответствующей подготовки.
Даже если ваш музыкальный плейлист — просто супер.
Это просто потому, что для того, чтобы быть хорошим держателем медицинского пространства, требуется минимум навыков. Например, содержать в чистоте операционный стол и стерилизовать хирургическое оборудование перед операцией.
И это отлично работает для многих людей. Но «хорошо» — это не «отлично».
«Во-первых, хорошо — не значит отлично. В основном все, что требуется, — это хорошее понимание медицины, полное знание взаимодействий, хорошие навыки оказания первой помощи, сострадание к тем, кто находится в комнате, способность осознавать происходящее на всех уровнях и большая чувствительность к воздействию звучащей музыки.
Знание основ человеческой психологии и некоторые навыки в терапии освобождения от травм важны для любого участника. Это может быть хорошо, как получение тройки или тройки с плюсом в школе».
~ Ричард Гроссман, L.Ac., O.M.D., Ph.D.
«Великий» требует наличия добросовестных шаманских «навыков», в частности, способности к исцелению. Об этом мы поговорим ниже.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: слово «гринго» не является оскорбительным в Южной Америке — так что не стоит обижаться
Если вас обижает слово «гринго», которое широко используется по всей Южной Америке в повседневной речи, встречается в названиях туристических предприятий (отелей, хостелов, кафе, ресторанов, магазинов для серфинга) и в западных туристических путеводителях… не концентрируйтесь на этом.
В Амазонии любого нездешнего жителя называют «гринго». В Южной Америке любой иностранец из другой страны (особенно тот, кто не является латиноамериканцем) — «гринго». Я, иностранец российского происхождения, — «гринго».
В латиноамериканской культуре принято, принято и даже считается добрым делом давать людям прозвища, основанные на их внешности.
Слово «гринго» не более расистское, чем называть «латиноамериканцем» любого жителя любой из стран Латинской Америки от Аргентины до Мексики. Так же, как различные национальности Латинской Америки были объединены (правильно или неправильно) под термином «латино», похоже, что «гринго» стало определять иностранцев как группу в Латинской Америке.
3 причины, по которым большинство гринго не могут оценить тонкое искусство церемонии аяхуаски и камбо
Правда в том, что существует огромное различие между тем, как проводятся церемонии на глобальном Севере, и тем, как они проводятся на Юге, особенно там, где употребление аяхуаски и камбо разрешено и защищено, а процветающей культуре искусства позволено возникнуть.
Во многом это связано с условиями запрета на наркотики по миру. Просто очень трудно культивировать незаконную, подпольную деятельность в высокую форму искусства, подобно тому, как культура церемоний процветает в таких местах, как Бразилия. Там, эта культура, кажется, каждый день порождает новых музыкантов-медиков, сообщества, фестивали и духовные центры.
Вот 3 основные причины, по которым потребители аяхуаски и камбо с глобального Севера испытывают трудности с определением качества церемонии и квалификации ведущего:
1. Одержимость психоделическим отваром
Для гринго не имеет значения, что амазонская растительная медицина включает в себя использование многих других растительных лекарств, а также целительные практики. Для большинства гринго церемония аяхуаски — это только то, что налито в чашку, и то, поможет ли это им оторваться. Их гораздо меньше волнует, кто наливает напиток, имеет ли этот человек квалификацию или прошел ли он какое-либо обучение.
Их не волнует, что их «шаман» не так давно работал на кухне ретритного центра, и что он получил посвящение не от маэстро и не после месяцев или лет уединенной диеты, а от владельца ретритного центра… потому что им нужен был еще один шаман, чтобы обслуживать постоянный поток клиентов.
Потребителей аяхуаски из числа гринго, по большей части, не волнует, как коренные жители относятся к тому, что их священные лекарства и церемонии кооптируются и коммерциализируются. Потребители аяхуаски гринго заботятся только о том, чтобы получить за свои деньги — психоделический прорыв и целительные видения. При средней цене в 200 долларов за церемонию средний участник церемонии гринго хочет получить отвар с приятным вкусом и фейерверком эмоций. Не имеет значения, насколько аутентична церемония, насколько опытен шаман или происходит ли он из длинного рода курандерос.
Напиток аяхуаски очень разнообразен — ее вкус и провидческие качества зависят от крепости, приготовления и растений, используемых в составе. У жителей Амазонии другое отношение к аяхуаске. Это священное лекарство, независимо от того, насколько оно слабое или невкусное.
К сожалению, если уважаемый старейшина или хранитель мудрости подаст перебродившее, ужасное на вкус и слабое варево аяхуаски, большинство участников церемонии гринго не будут особо ценить ни церемонию, ни шамана. Скорее всего, они просто не вернутся.
Однако участники-гринго будут возвращаться снова и снова к посредственному ведущему, который подает отличный на вкус, крепкий и очень приятный напиток аяхуаски, даже если этот ведущий не очень квалифицирован и играет записанную музыку с ноутбука.
2. Ограниченный доступ к «хорошим церемониям» из-за запрета
Подпольные круги аяхуаски в странах, где растительное лекарство запрещено законом, сильно различаются по качеству и структуре. Большинству потребителей-гринго достаточно сложно найти круг, не говоря уже о хорошем организаторе.
Если человеку удается найти кого-то достаточно хорошего, он, как правило, остается в этом круге, потому что именно там он чувствует себя в безопасности и в обществе. Риск вступить в психоделическую неизвестность слишком высок, будь то в стране, где нет защиты прав потребителей или средств защиты от вреда, связанного с употреблением запрещенных веществ, или в Амазонии, в другой культуре, с другим языком, вдали от дома.
3. Языковые и культурные барьеры могут показаться пугающими
Большинство потребителей аяхуаски из числа гринго не понимают испанского или португальского языка, не говоря уже о культуре Амазонии. Иностранность маэстро аяхуаскеро, всю ночь напролет распевающего икарос в темной малаке, кажется подавляющей, пугающей или неприемлемой для среднего гринго в психоделическом состоянии.
Тот факт, что этот маэстро — опытный врач растительной медицины, обладающий глубокими знаниями и десятилетиями опыта, может быть трудно оценить. Для многих гринго легче тяготеть к психоделическому опыту, с которым они могут соотнестись, даже если его подача посредственна, чем оценить удивительный и мастерский опыт, поданный непонятным для них способом.
Церемония аяхуаски — это тонкое искусство, требующее шаманских навыков
Большинство авторитетных южноамериканских шаманов и руководителей церемоний, приехавших из страны, где разрешено использование растительных лекарств и процветает культура растительной медицины, считают большинство гринго-шаманов в лучшем случае посредственными, в худшем — смехотворными (или достойными презрения), а в лучшем — откровенно оскорбительными или вредными для медицины. «Квалифицированные» они или нет.
«Я бы сказал, что отношения с растительными союзниками, построенные через диеты, должны быть основным направлением, которое необходимо постоянно развивать. Также важно знать, как открывать церемонию, поднимать мареасьон, выравнивать мареасьон (поднимать или опускать его по мере необходимости) и закрывать церемонию, а также как помогать людям, если они пересекаются».
~ Карлос Таннер, основатель Фонда аяхуаски в Икитосе, Перу
Это происходит потому, что большинство гринго-фасилитаторов не знают тонкого искусства церемонии аяхуаски/камбо или просто не имеют времени, чтобы провести месяцы или годы в Амазонии, чтобы овладеть им. Хотя методы и техники варьируются от культуры к культуре, в своей основе аяхуаска — это шаманский инструмент, а шаманизм подразумевает способность работать с тонкими энергиями и невидимыми силами и изменять их.
«Когда речь заходит о церемониях и музыке… мой опыт в основном связан с курандеро Шипибо.
На основании этого опыта я считаю, что икаро — это очень специфическая, тонкая и мощная технология, которую часто неправильно понимают и недооценивают те, кто не обучен слышать/чувствовать ее нюансы.
Мне лично нравится спонтанная и отзывчивая природа настоящих икаро — для меня мастерство приходит, когда курандеро движим энергией своих диет, чтобы спонтанно и точно работать с частотой, ритмом и мелодией для создания очень специфических эффектов в ответ на конкретные потребности тех, кто находится в пространстве в этот момент…
В этом смысле икаро — живые».
~ Скай Сиелита Флор, многолетняя ученица и фасилитатор курандеризма шипибо в линии Махуа-Лопеса
Шаманские навыки включают в себя умение:
- Исцелять и проводить психические операции. Будь то применение других травяных средств или высасывание болезней и негативной энергии из тела с помощью лимпьезы, умение исцелять больных людей является основным навыком в амазонском шаманизме.
- Умело обслуживать участников, оказавшихся в затруднительном положении. В большинстве случаев применения шаманских техник, таких как вдувание и раздувание табака или чистка перьев, достаточно, чтобы успокоить человека, находящегося в эмоциональном расстройстве. В более редких случаях, чтобы успокоить участника, который стал агрессивным, нарушил порядок, пытается убежать или испытывает проблемы со здоровьем, требуется мастерство, проницательность и опыт. Неумелый фасилитатор (и даже молодой коренной паж) может действительно не справиться с этой задачей и усугубить ситуацию.
- Знания о лечении с помощью растительных лекарств. Аяхуаска — одно из многих растений, используемых в амазонском шаманизме. Как и в традиционной китайской медицине, в амазонской традиционной медицине опытный курандеро сможет назначить индивидуальные лечебные протоколы, основанные на глубоком знании различных растительных лекарств.
- Самостоятельно готовить сильнодействующие растительные лекарства. Хотя приготовление аяхуаски может быть простым и каждый может купить ингредиенты и найти рецепт в Интернете, приготовление лекарства — это шаманская работа. Энергетические вибрации, намерения и молитвы, вложенные в напиток теми, кто его готовит, могут ощущаться теми, кто его пьет.
- Получайте священные песни из астрала. В Амазонии чем больше песен у шамана, тем более могущественным он считается. У многих амазонских шаманов сотни, если не тысячи, собственных песен и икаро.
- Вызывать и отправлять духов. Часть парадигмы амазонского целительства включает в себя призыв духов-помощников и элементальных сил для поддержки процесса исцеления, а также защиту церемониального пространства от нежелательных вторжений сущностей.
- Повышайте или понижайте энергию помещения с помощью звука. Будь то с помощью икаро, песен или инструментов, опытный руководитель церемонии будет настроен на энергию помещения и сможет повышать или понижать частоту по мере необходимости, а также инициировать синхронную групповую рвоту.
- Направлять группу к общему видению. Опытный шаман, руководитель церемонии или музыкант-медик может создать опыт, при котором участники получат видение одновременно. Трудно определить, будет ли это одно и то же общее видение, но когда песня или песнопение заканчивается, и все задыхаются и вздыхают, как будто что-то глубоко трогательное или изысканное только что покинуло комнату, это и есть общий опыт божественного видения, который трудно отрицать.
- Ведите шаманское путешествие, основанное на звуке, не пропуская ни одного удара. В некоторые из самых напряженных моментов церемонии вы можете наблюдать, как несколько человек выходят из себя или каким-то образом вокализируют. Верный признак мастерства — если шаман или ведущий способен довести свою песню до конца, не пропуская ни одного удара, независимо от того, какой хаос воцарился в комнате.
- Будьте «последним стоящим». Требуется много энергии и сил, чтобы вести группу людей в визионерском путешествии всю ночь, с молитвой, музыкой, песнями и песнопениями, и быть настроенным на энергетические вибрации комнаты и каждого участника. Это может быть утомительно. Силы и жизненная энергия, чтобы держать церемониальный контейнер всю ночь до восхода солнца, — это мастерство.
- Восстановление баланса в природе и гармонии в обществе. Шаманизм всегда был связан со способностью шамана вступать в контакт с невидимыми силами, чтобы повлиять на изменения в физическом мире. Шаманы отвечали за сохранение культуры и поддержание гармонии в обществе с помощью ритуалов, а также консультаций с мудрецами.
Опытный ведущий церемонии аяхуаски находится в гармонии со всеми тонкими энергиями, возникающими в пространстве, и способен работать с ними гармонично и плавно.
«Хороший шаман обучается в течение многих лет обучения, жертвоприношения, посвящения, прохождения тестов, наблюдения старейшин, соблюдения диеты, правильных отношений, арканов, передачи, знания средств и протоколов для исцеления, посвящения, сдачи, веры и благословения линии, под которой он обучался.
Но важнее всего то, что их работа приносит результат — исцеляются ли люди, растут, продвигаются, учатся, вносят коррективы, проходят через новые двери и т.д.?
Хороший шаман — это проводник, потому что он прошел через тщательное развитие, чтобы быть способным пройти по ту сторону многих препятствий в болезни, здоровье, тени и сознании. Вы получаете то, что получаете, где бы вы ни были, вы там, где вы есть. Фазы, стадии, уровни».
~ Сантипарро, практикующий Шипибо, ученик Сины и Эмилио Рамиреса.
Почему церемонии аяхуаски с записанной музыкой считаются любительскими… если только вы не диджей Психоделического Звукового Путешествия
Учитывая, что вышеупомянутые навыки являются показателем способностей шамана, в Южной Америке посредник, который полагается на записанную музыку, считается дилетантом.
Записанная музыка не имеет силы.
~ Америко Лопес Санчес, маэстро-шипибо в Целительном центре Солтара, Коста-Рика.
Почему?
Потому что, с точки зрения южноамериканцев, этот человек либо не смог:
- Получить или сочинить ни одной из своих песен. А шаманские песни наделяются силой от растительных учителей и духовных сфер. Даже падриньос и мадриньяс церкви Санто Дайме, хотя сами они могут не играть на инструментах, получили сотни песен, которые прихожане церкви и оркестр поддерживают их в исполнении.
- Научиться петь или играть на инструменте. Конечно, чтобы получить коллекцию священных песен, может потребоваться время и много выпитой аяхуаски. Однако ведущий церемонии все равно может вести церемонию с песнями Круга медицины, которые были получены другими людьми, и многие ведущие именно так и поступают.
- Овладеть способностью вызывать духов. Союзники растений, предки, учителя, животные-проводники — все они вызываются в церемониальное пространство, чтобы помочь в работе по исцелению. Это делается с помощью икаро, песен и молитв.
В мире шаманизма аяхуаски, если вы спросите любого амазонского целителя или шамана, записанная музыка не имеет силы.
Конечно, можно иметь глубокие, изысканные видения с помощью записанной музыки. Но это не то же самое, что искусный шаман или ведущий церемонии, создающий живой музыкальный коктейль, играющий музыку из сердца и песни, которые соответствуют тому, что происходит в комнате.
Кроме того, культура аяхуаски расширилась и стала более конкурентоспособной. Двадцать лет назад было меньше фасилитаторов аяхуаски, поэтому записанная музыка была более приемлемой.
В наши дни появилось много талантливых музыкантов-медиумов, и индустрия аяхуаски выходит за рамки записанной музыки.
«Как музыкант, диджей и фасилитатор звуковых путешествий, а также человек, который работал с разными видами фасилитаторов духовно-растительной медицины и шаманов, я бы сказал, что если фасилитатор решил использовать плейлист, то он или она должны, по крайней мере, уметь играть несколько песен самостоятельно, и не только мантры других людей, но и свои оригинальные песни о медицине, а некоторые песни будут импровизироваться в самый момент сессии, и именно тогда происходит настоящая глубокая магия.
С другой стороны, если ведущий не умеет играть на музыкальном инструменте или петь, и хочет использовать записанные песни, то он все равно должен ОЧЕНЬ хорошо разбираться в этих песнях, он должен сам путешествовать с этими песнями, чтобы знать, какие эмоции они передают, он должен слушать их снова и снова, и изучить плейлист, который он составляет, убедиться, что все песни нежные и не слишком лиричные.
Если они хотят играть по списку, тогда они могли бы научиться микшировать песни и делать готовый микс, но опять же, вы действительно не знаете, какая песня поможет тому «плачущему человеку» в комнате в любой конкретный момент, так что только по этой причине практикующие медицину духа растений должны научиться играть хотя бы на одном инструменте.
В других случаях я сталкивался с ОЧЕНЬ талантливыми музыкантами (мы называем их музикерос, потому что они не являются настоящими целителями (возможно, когда-то они ими были), но потеряли свой дар, когда начали следовать за большими деньгами и потеряли связь с джунглями и их людьми)…
Даже если лидер — великий музыкант, если его сердце не на месте, церемония будет отстойной, буквально высасывающей вашу энергию».
~ Майя Балам, музыкант, диджей и организатор звуковых путешествий
Действительно, чтобы научиться петь и играть на гитаре, может потребоваться много времени и усилий, и не каждому дано стать музыкантом. И не поймите меня неправильно — записанные звуковые путешествия по плейлистам действительно имеют свое место.
Но если вы собираетесь опираться на записанную музыку, чтобы минимизировать резкие переходы, которые могут возникнуть при ручном выборе музыкальных треков с ноутбука в течение всей ночи, одним из способов «повышения квалификации» может быть обучение некоторым навыкам диджея и превращение в диджея психоделического звукового путешествия.
Уверяю вас, с распространением психоделиков навыки диджея звукового путешествия будут очень востребованы.
Если это не ваш конек, возможно, лучше просто установить 8-часовой плейлист, подать несколько отличных отваров, нажать кнопку play и погнали!
«Мои учителя проводят различие не только между икаро и записями, но и между икаро и живой музыкой, которая исполняется «por gusto» (для удовольствия)… Им нравится, когда западные люди поют красивые песни на своих гитарах, но они не считают это «выполнением работы» так, как это делаете вы с икаро.
Я понимаю, что они имеют в виду, но у меня самого был глубокий опыт работы с хорошо составленными плейлистами, и я знаю многих других, у кого он тоже был.
И это не говоря уже о множестве других навыков, которые, как мне кажется, важны для тех, кто направляет других в этой работе — в основном межличностных».
~ Скай Сиелита Флор, многолетняя ученица и фасилитатор курандеризма шипибо в линии Махуа-Лопес.
Как выглядит хорошая фасилитация церемонии аяхуаски?
Многие ответы на форуме по аяхуаске описывают «хорошую» церемонию аяхуаски в основных терминах. Базовые, в том смысле, что эти критерии являются основополагающими навыками фасилитации, которыми необходимо обладать, чтобы даже предлагать церемонии. К ним относятся:
- Сострадание, любовь и честность, необходимые для того, чтобы предлагать духовное исцеление
- Знание о снижении вреда, медицинских противопоказаниях, а также юридических рисках
- Процесс медицинского обследования (а не просто освобождение от ответственности, которое не дает никакой юридической защиты)
- Создание безопасного и любящего пространства и обстановки, чтобы участники могли сдаться и довериться.
- Обученная команда поддержки фасилитаторов с хорошими навыками межличностного общения
- Четкая ориентация на структуру церемонии, а также на физическое пространство
- Четкое, сильное открытие и закрытие работы
- Способность налить нужное количество лекарства для каждого участника
- Умение подобрать правильную музыку или песнопения в нужное время, будь то живое исполнение или запись
- Предоставление участникам пространства для получения опыта
- Внимательное отношение к участникам во время церемонии
- Умение оказать помощь участникам, которые испытывают трудности
- Оказание поддержки в интеграции после церемонии
Хороший фасилитатор — это, по сути, нянька с некоторыми навыками в медицине.
~ Ричард Гроссман, L.Ac., O.M.D., Ph.D.
Как выглядит «великая» церемония аяхуаски?
Мне доводилось работать с хорошими североамериканскими фасилитаторами, но в России я не сталкивался с «отличным» фасилитаторами аяхуаски так, как в Южной Америке, особенно в Бразилии. Было время, когда я отказался от участия в церемониях гринго, потому что многие из них были неудачными или плохими, и я решил пить самостоятельно.
Семь лет одиночных путешествий с аяхуаской на природе были моей самой глубокой работой с этим растительным лекарством.
Однако я видел, как качество медицинских кругов улучшалось по мере глобализации аяхуаски и созревания рынка. Появилось несколько фасилитаторов-гринго, которые проводят действительно прекрасные, хорошо проведенные музыкальные церемонии, даже если их навыки шаманского целительства не развиты.
У меня есть свои предпочтения относительно того, как я хочу испытать аяхуаску, и почти всегда это выглядит как насыщенная музыкой, культурно яркая церемония с фасилитаторами церемоний из коренных и некоренных народов, работающими вместе в со-творческом союзе. Для меня это выглядит следующим образом:
- Первоклассная аяхуаска
- Безопасное и священное пространство, свободное от динамики власти, гендерных предубеждений или сексуального хищничества
- Красивое храмовое пространство с центральным священным огнем
- Чистые туалеты и чистые ведра
- Коренные паджи, которые открывают церемонию своими традиционными песнопениями, а затем переходят к песням, исполняемым под гитару
- Рассказ или молитва ведущего пайе в середине.
- При поддержке бразильских музыкантов-медиков и опытной, внимательной команды поддержки церемонии с многолетним опытом работы
- Завершающая живая музыка от музыкантов из общины
- Свобода танцевать, сидеть или лежать
- Еда и еще больше живой музыки общины на закрытии восхода солнца
Однако, несмотря на музыкальное богатство, в таких ночных путешествиях с живой музыкой очень мало врачевания.
Для церемонии в стиле курандеризма «великий» может выглядеть следующим образом:
«Чтобы стать великим фасилитатором, мы вступаем в сферу целителя. Целитель использует лекарство как точку входа в более глубокое понимание пациента (пациентов), а также, что более важно, направляет пациента к его собственному пониманию того, почему он находится вне гармонии. В данной традиции это делается с помощью песен, икаро и живой музыки.
Поэтому великий ведущий церемонии должен быть, по крайней мере, очень хорошим певцом, владеющим многими икаро и лечебными песнями. Большим плюсом будет владение некоторыми другими «шаманскими» инструментами, такими как флейты, хомус, диджериду, барабан, чакапа, погремушки и т.д. А также уметь использовать эти инструменты для воздействия на изменения в психологическом, духовном и физическом состоянии участников церемонии, причем делать это осознанно.
Отличный ведущий также должен хорошо разбираться в анатомии, физиологии, психологии и патологии. Здесь мы вступаем на территорию врачей, но если ведущий не знает, где находится печень (или любой другой орган), какова ее функция, что с ней может пойти не так, какие растения помогают ей исцелиться и т.д., то он играет в целителей, а не является настоящим целителем.
Они также должны, особенно сейчас, понимать, что такое травма и как безопасно освободить ее, чтобы пациент не получил повторную травму, заново переживая ужасные события без руководства и навыков специалиста.
Они должны уметь распознавать признаки скрытых и подавленных травм и знать, когда следует в них входить, а когда просто довериться процессу — и уметь видеть, если пациент глубоко избегает чего-то, что необходимо мягко и безопасно вывести на свет.
Им необходимы самые глубокие уровни сострадания, понимания, доброты и терпения.
Способность работать с людьми в то время и так, как им это необходимо, и не давить на людей, для которых это было бы вредно, чтобы удовлетворить собственное эго.
Им необходимо полное понимание фармацевтических и травяных лекарств, или, по крайней мере, способность выяснить, что опасно с Айей.
Им нужны отличные навыки общения, чтобы помочь людям переварить то, что произошло после и между церемониями.
Возможно, самым сложным является то, что им нужно знать, когда сказать «нет» тому, кто хочет присутствовать на церемонии, для кого церемония может оказаться невыгодной или даже опасной.
Владение или хотя бы компетентность в других модальностях целительства, безусловно, полезны.
Им нужны невероятные помощники.
Им нужны великие врачи.
Они должны быть бесстрашными, особенно в те моменты церемонии, когда все идет наперекосяк. В идеале, конечно, этого не произойдет, но такое случается.
Им нужно быть невероятно преданными процессу церемонии и продолжать церемонию, независимо от того, что происходит в их личной или внутренней жизни, и не позволять своей личной и внутренней жизни вмешиваться в их компетенцию.
Они должны любить то, что они делают, больше всего на свете, кроме супруга и семьи.
Они должны знать, как защитить пространство, как от внешних атак (реальных или воображаемых), так и от того, что люди выпускают во время церемонии.
А также делать искусственное дыхание и оказывать первую помощь.
Быть мистиком тоже не помешает.
И самое главное — сердце, полное любви и преданное ей».
~ Ричард Гроссман, Л.А., О.М.Д., доктор философии.
В заключение: Отличные навыки проведения церемоний мало что значат, если лидер жестокий
Хотя церемония аяхуаски превращается в высокий вид шаманского искусства, великолепные навыки проведения церемонии мало что значат, если руководитель церемонии ведет себя жестоко. К сожалению, южноамериканская культура несет в себе большой патриархальный багаж, и многие шаманы из числа коренного населения и метисов в лучшем случае забывают о том, что на Западе считается согласием, а в худшем — склонны к злоупотреблению властью, а также к сексуальному насилию.
По этой причине глубокое изучение вашего шамана или организатора аяхуаски, независимо от того, насколько «известным» может быть человек, всегда является важным шагом.
Я искренне хотела бы, чтобы было больше «традиционалистов», к которым я могла бы послать людей в разных частях света, или больше коренных жителей Южной Америки, которые сохраняют свою целостность. Я думаю, важно, чтобы мы все были терпимы к различным способам, которыми люди идут к этому, от Санто Дайме, до всех различных амазонских способов и кустарей, таких как я, которые могут делать упор на использование сирийской руты из Ирана и акаций из Австралии!
~ Джулиан Палмер, автор, фасилитатор
В конце концов, вам гораздо лучше иметь хорошего фасилитатора медицины или держателя пространства; а не эпического лидера церемонии, который имеет все шаманские колокольчики и свистки, а также подготовку в области медицины, но который легко развращается сексом, деньгами и властью… и оставляет за собой след из травм.