«В сознании обитает чудесное, с его помощью человек достигает царства за пределами материального, и пейот говорит нам, где его найти». — Антонен Арто
Что такое пейот?
Пейот, или Lophophora Williamsii, — это вид энтеогенного кактуса, произрастающего в пустыне Чиуауа в Мексике, а также встречающегося в штатах Тампаулипас, Сан-Луис-Потоси и на юго-западе Техаса. Этот маленький, круглый кактус не имеет шипов, а его «корона», также известная как «пуговица», редко возвышается над поверхностью почвы более чем на дюйм или два. Этот священный кактус производит галлюциноген мескалин, а также широкий спектр фенетиламиновых алкалоидов, что является неотъемлемой частью его провидческой репутации. Этот кактус является одним из самых медленнорастущих видов, ему требуется несколько лет для достижения цветочной зрелости.
У пейота корончатого есть дисковидные пуговицы, которые срезают с растения и высушивают. Высушенные пуговицы можно жевать или замачивать в воде, чтобы получить целебную жидкость. Коренные американцы верят в его целебные свойства и используют в качестве домашнего средства от зубной боли, артрита, нервных спазмов, лихорадки, боли в груди, кожных заболеваний, ревматизма, диабета, простуды, слепоты и нарушений слуха. Его также использовали для лечения депрессии, алкоголизма и наркомании. Пейот содержит большое количество пейокактина, также известного как горденин (N,N-диметил-4-гидроксифенилэтиламин), фенилэтиламинного алкалоида с антибактериальными и антибиотическими свойствами.
Историческое использование пейота
История использования пейота различными коренными американскими и северомексиканскими племенами восходит к самым ранним записанным временам. Недавно в пещере на реке Рио-Гранде в Техасе были обнаружены два вида пуговиц пейота, датируемые более чем 5 500 лет назад. Использование этого кактуса было зафиксировано и передано различным коренным племенам в их лечебных и религиозных церемониях, которые проводятся уже более 2 000 лет. Пейот, похоже, олицетворяет душу многих из этих племен, поскольку он определяется как таинство видения, которое может открыть двери для общения с другими божествами.
Самый ранний опубликованный рассказ о пейоте принадлежит Хуану Карденасу, около 1591 года, но самые ранние европейские записи об этом священном кактусе принадлежат Саагуну, который жил с 1499 по 1590 год. Его наблюдения из первых рук были результатом его стремления понять индейцев Мексики. В своих трудах он описал употребление пейота среди чичимеков…
«Есть еще одна трава, подобная тунам [Opuntia spp.] земли. Она называется пейотль. Она белого цвета. Ее можно найти в северной стране. Те, кто ест или пьет ее, видят страшные или смешные видения. Это опьянение длится два или три дня, а затем проходит. Это обычная пища чичимеков, потому что она поддерживает их и дает им мужество сражаться и не чувствовать ни страха, ни голода, ни жажды. И они говорят, что оно защищает их от всех опасностей».
Судя по ранним сообщениям, пейот пили во время участия в церемонии исцеления или религиозном ритуале. Европейцы писали отчеты, в которых запрещали его употребление, поскольку он вызывает «ужасные видения» и «дьявольские фантазии». Хотя в одном из объяснений испанский миссионер написал самое раннее описание того, что он испытал во время ритуала с племенем Кора, сообщив:
«Рядом с музыкантом сидел певец, чьим делом было петь. У него были помощники, чтобы занять его место, когда он устанет. Рядом стоял поднос, наполненный пейотом, дьявольским корнем, который они измельчали и пили, чтобы не ослабеть от изнурительного воздействия столь долгого действа, которое они начинали, образуя такой большой круг из мужчин и женщин, какой только мог занять место, отведенное для этой цели. Один за другим они пускались в пляс по кольцу или отмечали время ногами, держа в центре музыканта и хормейстера, которого они приглашали, и пели в той же немузыкальной мелодии, которую он им задавал. Они танцевали всю ночь, с пяти часов вечера до семи часов утра, не останавливаясь и не выходя из круга. Когда танец заканчивался, все вставали, кто мог держаться на ногах; большинство же, из-за пейота и вина, которые они пили, не могли использовать свои ноги».
Как бы ни развивались события на протяжении веков, церемония по-прежнему состоит в основном из танцев.
В конце 1800-х годов возникла церковь коренных американцев как религиозная организация, призванная помочь защитить наследие и использование кактуса в качестве таинства для церемониальных и ритуальных практик. Согласно недавней поправке, внесенной в 1994 году в Закон о свободе вероисповедания американских индейцев, он гласит:
«Несмотря на любые другие положения закона, использование, хранение или транспортировка пейота индейцем в добросовестных традиционных церемониальных целях в связи с исповедованием традиционной индейской религии является законным и не запрещается Соединенными Штатами или любым штатом. Ни один индеец не должен подвергаться наказанию или дискриминации на основании такого использования, владения или транспортировки, включая, но не ограничиваясь, отказ в предоставлении льгот по программам государственной помощи». — 42 U.S.C. 1996A(b)(1).
В наше время многое из того, что мы знаем о пейоте, мы можем отнести на счет различных писателей из поколения битлов, которые исследовали его использование и влияние. Кен Кизи был вдохновлен пейотом, чтобы написать книгу «Пролетая над гнездом кукушки». Аллен Гинзберг написал поэму «Howl», отчасти благодаря своему опыту употребления пейота в 1950-х годах. Затем, в 1970-х годах, Карлос Кастанеда вызвал возрождение интереса к пейоту и шаманской культуре коренных американцев, особенно своей книгой «Учение дона Хуана».
Современное использование пейота
Современное использование пейота нашло свое применение в рекреационных условиях, а также в более традиционных церемониях, проводимых теми, кто связан с церковью коренных американцев. Поскольку церемонии отличаются от племени к племени, множество мест по всей территории США предлагают церемонии для тех, кто хочет исследовать их целебные свойства. Большинство этих «церквей» предлагают своего рода процесс инициации, который предполагает участие человека в одиночной «прогулке духа», после дня поста — или участие в групповых сессиях, которые включают в себя создание вигвама/походного домика, где группа собирается в знак благодарности за восстановление здоровья, благополучное возвращение из поездки или путешествия, рождение ребенка, имя ребенка или просто общее «благодарение». Этот опыт таит в себе священную двойственность, которая может пробудить одиночку или объединить группу людей с коллективным намерением. В отличие от других психоделических опытов, в церемонии пейота большое внимание уделяется сообществу и связи/обмену.
Опыт Пейота
Пейотовый опыт длится около 5-8 часов, при этом начало длится около 60-120 минут. После этого подъем длится около 30-60 минут, переходя в пик/плато, который длится около 3-5 часов. В последние 1-2 часа наступает спад, а последействие сохраняется в течение 6-8 часов. «Похмелья» не бывает, однако сообщается, что на следующий день после церемонии вы будете чувствовать себя омоложенным и восстановленным. Пейотовый трип дает множество положительных эффектов, начиная от чувства глубокого озарения, яркости красок, визуальных образов с закрытыми и открытыми глазами. Возникает ощущение позитивного изменения настроения, чувство надежды, безусловной любви, счастья и смеха, наполненное взаимосвязанностью духа, направляющего понимания цели и глубокого энергетического омоложения.
Как и у любого галлюциногена, есть и негативные аспекты этого опыта. Когда дело доходит до экспериментов со священными/психоделическими веществами, вы должны подходить к ним с максимальным уважением и осторожностью. Если у вас есть скрытые психические заболевания, эти вещества могут пробудить болезнь и спровоцировать какую-либо форму психоза. Если вы принимаете антидепрессанты, они могут снизить эффект от опыта — и рекомендуется прекратить их прием как минимум за две недели, а то и за месяц до экспериментов с пейотом. Другими побочными эффектами являются тошнота, боли в груди, одышка, резкие изменения температуры тела, спутанность сознания, бессонница, нежелательные эмоции или чувство отчаяния, депрессии или тревоги, а также неприятные видения или кошмарные галлюцинации, также известные как пресловутый «Бэдтрип». Чтобы избежать негативных побочных эффектов, важно подходить к этому опыту с правильным настроем, как ментальным, так и эмоциональным и физическим.