Рапе и галлюциногенные снадобья Яномамо Кахуриве-тери на реке Кауабури (Бразилия)

Автор: Бривер Кариас, Чарльз, Юлиан А. Стайермарк (Ботанический институт, апартаменты 2156, Каракас, Венесуэла). Представлено для публикации 18 июня 1974 года. [orig. Brewer-Carias, Charles, and Julian A. Steyermark.1976 Hallucinogenic snuff drugs of the Yanomamo Cuburiwe-Teri in the Cauburi river, Brazil].

Как указывают Шультес и Холмстедт (1968), источники рапе, используемых южноамериканскими аборигенами, рассматривались нечетко и часто основывались на неопределенных ботанических идентификациях. Как отмечают эти авторы, долгое время считалось, что такие нюхательные снадобья производятся исключительно из табака или из Anadenanthera peregrina (более известной как Piptadenia peregrina). Благодаря интенсивным исследованиям в этой области, главным образом, Шультесом и Хольмштедтом (1968), теперь известно, что используются и другие важные растительные источники, такие как различные виды виролы (V. theiodora, V. elongata, V . calophylla и V. calophylloidea), Elizabet ha princeps и Justicia pectoralis var. stenophylla. Более того, сочетание Virola, Elizabetha и Justicia используется некоторыми аборигенами Южной Америки для исключения Anadenan thera peregrina.

В октябре 1971 года настоящие авторы находились в миссии Матурака в Бразилии, участвуя в ботанической эксплорации вершины Серро-де-ла-Неблина (Серра-ду-Неблина) с помощью вертолета, предоставленного Пограничным комитетом Венесуэлы и Бразилии по доброй воле г-на Жоржа Панченко. Наши наблюдения подтверждают ботаническую идентификацию и данные, опубликованные Шультесом и Холмстедтом (1968) в отношении растений, используемых индейцами района Матурака, и подчеркивают важность других видов, нежели Anadenanthera peregrina в производстве рапе.

Индейцы Яномамо

Индейцы, живущие в этом районе, — это племя Яномамо. На бразильской стороне границы Венесуэлы и Бразилии несколько групп или поселений индейцев яномамо (известных также как вайка, гуахарибос и сири-шана) создали свои жилища на краю хорошо известной и постоянно расширяющейся территории, центр распространения которой находится в бассейне реки Сиапа и в верховьях реки Ориноко и ее притоков Мавака, Манавиче и Махекоро (рис. 1 и 2).

Индейцы Яномамо были известны по ранним описаниям искателей приключений и исследователей верховьев Ориноко. Самый ранний продолжительный контакт с этой группой был осуществлен Джеймсом Баркером, миссионером-евангелистом из Миссии новых племен, который в 1951 году установил первый дом в деревне народа махекоро-тери недалеко от места, известного сегодня как Платановая католическая миссия в верховьях Ориноко.

Хотя Яномамо — это название, используемое этими людьми для обозначения себя в районах Бразилии и реки Мавака, в некоторых местах встречаются другие варианты этого названия (Янонамо и Яноамо в районах хребта Парима и реки Окамо, соответственно), что связано с местными различиями в произношении. Наши наблюдения проводились среди группы Яномамо, известной сейчас как Кабуриве-тери, поскольку они живут у реки Кауабури (рис. 3), недалеко от миссии Матурака, основанной салезианцами в 1954 году. Эта группа, ранее известная как Кохорошиве-тери были вовлечены в хорошо документированное похищение дочери фермера Хелены Валеро в 1933 году и теперь живут рядом с миссией, от которой они более или менее зависят в торговле товарами, тем самым подвергая себя сложностям аккультурации и болезням, принесенным торговцами-миссионерами.

Рис. 3. 40-метровый мост из лозы джунглей через реку Матурака, сделанный индейцами Яномамо из деревни Кабуриве-тери.
  • Save
Рис. 3. 40-метровый мост из лозы джунглей через реку Матурака, сделанный индейцами Яномамо из деревни Кабуриве-тери.

Наши информанты, отвечая на вопрос об употреблении растений силы, указали в нескольких направлениях на семь соседних индейских поселений, которые, в силу сложившихся близких отношений, вероятно, употребляют рапе так же, как и жители окрестностей миссии Матурака. Семь соседних поселений следующие: Ваванаве-тери на реке Майя, Похороапу-ивей-тери на реке Ирапирапи, Пукимабуи-тери на реке Пукимабуэ, Шамау-тери при Салезианской миссии на реке Марауиа, Апруе-тери, Хаваро-тери и Тошамош-тери на реке Сиапа. Последние три находятся в Венесуэле, а первые пять принадлежат Бразилии. Старший автор посетил различные индейские поселения, расположенные в верховьях и притоках реки Ориноко и наш местный информатор рассказал о некоторых из них, но не знал их названий.

Растения силы, используемые индейцами в миссии Мату рака

Находясь в миссии Матурака в Бразилии, мы имели возможность получить образцы растений, используемых этими Индейцами Яномами для галлюциногенных эффектов. Следующие наблюдения были сделаны на трех различных видах растений.

Джастиция пекторалис Жака (разновидность стенофиллы Леонарда (Justicia pectoralis Jacq. var. stenophylla Leonard))

Рис. 4. Justicia pectoralis Jacq.
  • Save
Рис. 4. Justicia pectoralis Jacq.

Это травянистое растение, известное у Яномамо в Диане под названием Масихири, имеет раскидистые стебли, растущие низко к земле, и узкопродолговатые или ланцетно-эллиптические листья. Культивируется по краям садов и образует плотный покров на земле. В свежем виде растение обладает слабым ароматом. Тонкие листья собраны в пучок, а черешки женщины вставляют в проколотые мочки ушей для украшения, которые имеют вид зелёных слоёных шаров (рис. 5).

  • Save
Рис. 5. Женщина Яномамо, демонстрирующая серёжки из листьев Justicia pectoralis или mashihiri в проколотых мочках ушей. Эти листья обладают легким ароматом и являются одним из основных растений, используемых в качестве рапэ.

В регионе Матурака наши информаторы из деревни Кабуриве-тери используют листья этого растения для изготовления галлюцигенного нюхательного табака, который можно употреблять самостоятельно, но чаще всего он служит скорее для усиления более мощного порошка рапе Эпена. Нюхательный табак из Ашихири также называется Эпена, и этот термин используется в общем для нюхательного табака в целом.

Листья этого растения сушат на огне или на солнце, затем поджаривают на куске старого глиняного горшка, чтобы листья стали хрустящими. Затем эти хрустящие листья разминают в ступе или между ладонями. Полученные хлопья измельчают с помощью специального камня, используемого в качестве пестика, и трут камень о глиняный горшок, пока не получится мелкий порошок. Затем порошок собирают пером и наносят кисточкой на основание оболочки пальмового листа или свежего бананового листа, которые служат в качестве посуды. Обычно, когда собирается много порошка, его хранят плотно закрытым для дальнейшего использования в полом стебле бамбука.

Поскольку порошок масихири сам по себе слишком мелкий, его обычно смешивают с пеплом коры дерева ама-асита (Элизабета принцепс) для придания объема и некоторой «силы», или, как уже говорилось, для использования в смеси с epena pow der.

Шультес и Холмстедт (Joe. cit. pp. 135- 139) описывают процесс приготовления этой смеси для нюхательного табака в миссии Матурака и указывают, что предварительные химические исследования этого растения позволяют предположить, что оно может содержать какой-то фармакологически активный компонент.

Virola Elongata (Benth) Warb

Рис. 6. Virola Elongata (Benth) Warb
  • Save
Рис. 6. Virola Elongata (Benth) Warb

Schultes и Holmstedt (loc. cit. p. 152) идентифицируют свои образцы из Матураки (Schultes 24574, 24575) как Virola theiodora (Spruce ex Bentham) Warburg, указывая, что это название синонимизировано под V. elon gata в обработке рода А. К. Смитом в 1937 году. Поскольку листья образца, собранного в Матураке младшим автором (Steyermark 104039), относительно тонкие, подострые у основания и не извилистые по краям при жизни, а также имеют незаметные боковые жилки (признаки, подчеркнутые Шультесом и Хольмштедтом для отграничения V. elongata от V. theiodora), кажется, что наш материал лучше всего подходит для V. elongata.

Индейцы Яномамо называют это дерево эпена. Это большое дерево в регионе Матурака, со стволом до 50 см в диаметре и с очень грубой корой. Основные ветви расположены горизонтально, а листья темно-зеленые и блестящие сверху и серо-серебристые снизу. Препарат заготавливается путем соскабливания свежих, только что обнажившихся, мягких, внутренней поверхностью прилипших к коре кусочков. Эти кусочки либо собирают в поле и приносят в деревню в пакете с листьями, либо ту же кору приносят свежей в лагерь, а затем соскабливают в нужное время.

Обрывки коры кладут на кусок старого глиняного горшка над огнем и сушат до хруста. Если они слишком влажные, их смешивают с порошком из пепла дерева ама-асшта (Elizabet ha princeps), чтобы помочь им быстрее высохнуть. Полученные хрустящие нити коры измельчают в порошок вручную каменным пестиком в глиняном горшке. В регионе Матурака и Кауабур порошок эпены считается основным нюхательным табаком, и название «эпена» используется безразлично для нюхательного табака, изготовленного либо только из этого порошка, либо смешанного с порошком травы машихфри (Justicia pectoralis var. stenophylla) и/или с пеплом коры ама-асфры.

Шультес и Хольмштедт (loc. cit. p. 135) описывают приготовление коры Virola theiodora в Матураке и в Wayhana oo-thle, отмечая различия между этими двумя деревнями в приготовлении нюхательного табака из этого конкретного вида Virola.

Elisabetta princeps Schimb. ex Benth

Рис. 7. Elisabetta princeps Schimb. ex Benth
  • Save
Рис. 7. Elisabetta princeps Schimb. ex Benth

Шультес и Хольмштедт (loc. cit. p. 139) первыми идентифицировали именно этот ингредиент нюхательного табака, используемого индейцами из Матураки, которые называют это дерево ama aslta. Дерево, из которого получают нюхательный табак, несколько похоже на муравьиное дерево фламбой (Delonix regia) с грубой серой корой, перисто-сложными листьями и коричневыми опушенными черешками. Пепел коры широко используется в Матураке в качестве добавки к нюхательному табаку и, по мнению некоторых индейцев, не обладает реальным галлюциногенным эффектом; он ценится только за то, что «укрепляет связи» и придает объем. Укрепляющий эффект описывается ими как традиционное раздражающее ощущение, которое ощущается в носовых пазухах.

Шультес и Хольмштедт (Schultes and Holm stedt, loc. cit. p. 139) заявляют: «У нас есть все основания полагать, что эта зола может быть инертным ингредиентом, хотя она может служить средством сушки, для более легкого освобождения алкалоидов от смолы, для того, чтобы нюхательный табак не портился быстро при хранении в трубках bam boo; или просто для механических целей».

При заготовке коры индейцы Матураки либо сушат ее на солнце, либо быстро кладут на огонь, если она нужна в определенный момент. После сушки кору сжигают, без какой- либо другой древесины; ее пепел собирают в виде мелкого порошка, который смешивают с нюхательным табаком из эпены, приготовленным только из порошка эпены, или с самим масихфри (Justicia pectoralis var. stenophylla), или с о смесью эпены и масихфри.

Использование нюхательного табака рапе

Использование рапе среди Индейцев Яномамо хорошо описано многими авторами, и в группе кабуриве-тери оно заметно не отличается. Высушенный коричнево-зеленый порошок вводится в конец полой бамбуковой трубки cerbatana длиной около метра. Затем по трубке ударяют указательным пальцем, чтобы разбросать содержимое по всей длине трубки. Один конец трубки помещают в один из носовых пазух человека, принимающего рапе, а его помощник в это время вдувает сильный поток воздуха через рот в другой конец. Его дыхание испускается таким образом, что воздух, наполненный порошком, ударяется о внутреннюю часть носового прохода и частично возвращается через свободную ноздрю. Оба человека продолжают сидеть. Тот, кто принимает удар, получает удар по каждой ноздре. Затем он гримасничает, стонет, задыхается, кашляет, слезоточит и обычно его рвет. Через некоторое время, когда он находится в оцепенении, из носа течет слизь, насыщенная порошком, в результате сильного раздражения, которому подверглась слизистая оболочка. По словам потребителей, рапе вызывает цветные видения по периферии зрительного поля, позволяя им вступать в контакт со своими Хекура — духами, обитающими под скалами и на горах. Когда рапе начинает действовать, человек обычно обращается к Хекура с песнями, приглашая ее войти и жить в его теле.

Использование Анаденантера

Поскольку бобовое дерево, Anadenanthera peregrina (L.) Speg. (ранее известное как Piptadenia peregrina), не встречается в диком виде в районе Серро-де-ла-Неблина, индианцы региона Матурака знают его только по упоминаниям и как очень сильный стафф. Жители Кабуриве-тери в районе реки Матурака-Кауабури также не выращивают это дерево и не приобретают семена путем торговли. Однако индейцы яномама в районе реки Ориноко используют семена этого дерева для изготовления нюхательного табака. Эти семена широко используются для этой цели по всему бассейну Ориноко, где они известны как hisioma на языке яномамо с Ориноко. Этапы сушки, измельчения и раздувания, наблюдаемые у индейцев, которые используют семена Anadenanthera peregrina, происходят таким же образом, как и у кабуриве-тери для приготовления эпены.

Источники

  • Biocca, Ettore. Yano ma. Leonardo da Vinca.Bari. 1969.
  • Chagnon, Napoleon A. YanomamS, the FiercePeople. 142 pp. Holt, Rinehart, and Winston.1968.
  • Cocco, P. Luis. ly~wei-teri. Escuela T6cnica Popu-lar Don Bosco. Caracas. 1972.
  • Schultes, R. E. De plantis toxicariis e Mundo Novotropicale commentationes V. Virola as an oral-ly administered hallucinogen. Bot. Mus. Leafl.Harvard Univ. 22: 229-240. 1969.
  • Schultes, R. E. and B. Holmstedt. De plantis toxi-cariis e Mundo Novo tropicale commentationesII. The vegetal ingredients of the myristica-ceous snuffs of the northwest Amazon. Rho-dora 70: 113-160. 1968.
  • Seitz, Georg J. Epen~, the intoxicating snuff pow-der of the Waika Indians and the Tucano medi-cine man, Agostino, in Efron, D. Ed.) Ethno-pharmacologic Search for Psychoactive Drugs,U.S. Publ. Health Serv. Publ. No. 1645: 315-338. 1967.
Галлюциногенные снадобья Яномамо Кахуриве-тери на реке Кауабури (Бразилия)
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap