Гипотеза упоротой обезьяны. Как психоделики повлияли на эволюцию человека

Это забавная теория, над которой можно поразмышлять, но всё же это всего лишь теория.

Сыграли ли волшебные грибы роль в эволюции человека?

Теория упоротой обезьяны, или «психоделическая теория обезьян», — это спорная гипотеза, предполагающая, что психоактивные вещества, в частности психоделические грибы, повлияли на траекторию когнитивного развития наших доисторических предков.

Теория утверждает, что ранние люди употребляли растения, изменяющие сознание, что привело к увеличению способности к творческому мышлению, которое позволило возникнуть языку, сложным социальным связям, развитию обществ и культур.

Как бы захватывающе это ни звучало, теория упоротой обезьяны — недоказанная гипотеза, встреченная научным сообществом со скепсисом, поскольку для её обоснования нет достаточных доказательств.

Несмотря на отсутствие доказательств, идея о том, что наши ранние человеческие предки стали умнее, поедая грибы, является увлекательной темой.

Давайте рассмотрим аргументы за и против теорию упоротой обезьяны в этой статье.

Эволюция человека

Одна из моих любимых книг о захватывающей истории эволюции человека — книга Юваля Ноя Харари «Sapiens: Краткая история человечества«.

В этой книге Харари рассказывает о том, как наш вид, Homo sapiens, развивался и адаптировался на протяжении тысячелетий, чтобы доминировать на планете так, как не удавалось ни одному другому виду. И всё это благодаря нашей способности воображать и создавать вещи, не существующие в материальном мире, такие как инструменты, религия, нации, законы и деньги.

Эти понятия сформировали историю человечества и продолжают влиять на людей в современном мире и сегодня.

Как же мы сюда попали?

Считается, что Sahelanthropus tchadensis — самый ранний из известных видов гоминид и возможный предок шимпанзе и человека, живший около 7 миллионов лет назад. Эти ранние гоминиды имели обезьяноподобные и человекоподобные черты, что привело учёных к мысли о том, что Sahelanthropus является переходным видом между обезьянами и людьми [1].

Перенесёмся на 2 миллиона лет назад, и появится род Homo.

В эту группу входит Homo habilis, который, как считается, был первым человеком, создавшим и использовавшим орудия труда. Ещё одна уникальная особенность Homo habilis — размер мозга, который был больше, чем у ранних гоминид, но всё же меньше, чем у современных людей.

Это говорит о том, что Homo habilis обладал более развитыми когнитивными способностями, чем его предшественники, но не такими развитыми, как современные люди [2].

Первые люди, которые управляли огнём

Это был Homo erectus, появившийся 1,8 миллиона лет назад.

Эти архаичные люди обладали ещё более крупным мозгом, что помогло им создать более сложные социальные связи, благодаря чему они гораздо лучше приспосабливались к различным условиям окружающей среды.

Впоследствии Homo erectus считается первым видом человека, покинувшим Африку и мигрировавшим в другие части света [3].

Homo sapiens появился около 300 000 лет назад. Homo sapiens — также известный как современный человек — в конечном итоге стал единственным выжившим подвидом этой группы.

По сравнению с более ранними предками, наши ранние родственники Homo sapiens имели значительно больший мозг (1300-1500 кубических сантиметров), более развитую нервную систему и более легкий посткраниальный скелет, что позволило им иметь длинное и худое тело для тропической среды обитания [4].

По мере того, как предки человека развивались и распространялись по всему земному шару, они также выработали множество культурных адаптаций. Под культурными адаптациями понимаются изменения в поведении, которые происходят в результате социальных взаимодействий и реакции на окружающую среду. К числу значимых культурных адаптаций относятся изготовление орудий труда, язык, земледелие и приготовление пищи.

Эти культурные адаптации позволили ранним людям приспособиться к самым разным условиям окружающей среды и выжить в меняющихся условиях.

Учёных озадачивает тот факт, что человеческий мозг увеличился в три раза (по отношению к размеру тела) всего за два миллиона лет. Существует несколько теорий того, как это произошло, и одна из них, конечно же, является темой этой статьи.

Гипотеза упоротой обезьяны

Американский этноботаник и философ Теренс Маккенна впервые предложил гипотезу упоротой обезьяны в своей книге «Пища богов: поиск изначального Древа познания» (1992) в качестве ответа на вопрос «Как человеческий мозг утроился в размере за два миллиона лет?».

По мнению Маккенны, мы должны благодарить волшебные грибы за то, что они «[вывели людей] из животного разума в мир членораздельной речи и воображения» [5].

Дикая теория Маккенны предполагает, что развитие мозга наших ранних предков Homo sapiens ускорилось благодаря употреблению психоактивных грибов, в частности псилоцибиновых, что привело к появлению способности к высшему сознанию.

Стоит также отметить, что человеческий мозг не продолжал увеличиваться в размерах на протяжении последних нескольких тысяч лет. Его размер оставался относительно постоянным на протяжении последних 35 000 лет или около того.

Идеи Маккенны вдохновили дальнейшие дискуссии на тему того, что психоделики ответственны за расширение человеческого сознания.

Многие коренные культуры по всему миру веками использовали психоактивные вещества для изменения сознания в качестве части медицины и ритуалов, что может подтвердить возможность того, что наши доисторические предки начали эту практику.

Аргументы в пользу теории упоротой обезьяны

Как бы нам ни нравилась идея о том, что волшебные грибы ответственны за просветление мозга раннего человека, нет никаких научных доказательств того, что психоактивные вещества напрямую влияют на эволюцию человеческого сознания.

Большинство аргументов являются чисто умозрительными, поскольку у учёных нет возможности проверить эти теории.

Использование психоактивных веществ и растительной медицины в ритуалах

В поддержку теории упоротой обезьяны некоторые антропологи указывают на использование психоактивных веществ, таких как псилоцибин, опиум, аяхуаска, мухомор и пейот, которые на протяжении веков использовались во многих культурах в религиозных ритуалах и традиционной медицине.

Сторонники гипотезы «упоротой обезьяны» утверждают, что эти практики могли передаться от наших древних родственников.

Художественное самовыражение раннего человека

В своей книге «Пища богов» Маккенна утверждал, что изменённые состояния сознания послужили источником вдохновения для ранних пещерных рисунков.

Мотивы геометрических узоров часто встречаются в доисторическом искусстве по всему миру, напоминая фрактальные узоры, наблюдаемые в зрительных галлюцинациях под воздействием психоделических веществ.

Однако назначение раннего человеческого искусства не всегда ясно, и существует множество различных интерпретаций.

Некоторые исследователи утверждают, что раннее человеческое искусство было в первую очередь функциональным, служило средством коммуникации или инструментом для охоты, предупреждений и других практических задач.

Другие предполагают, что оно было более символичным или экспрессивным, выражая идентичность, веру или эмоции, но нет никакой определённой связи с использованием психотропных веществ при создании этих ранних произведений искусства.

Критика теории упоротой обезьяны

Самая большая критика теории Маккенны заключается в том, что она основана на непроверяемых предположениях и не имеет рецензируемых исследований.

Эволюция человеческого сознания — сложный и многогранный процесс, на который влияют различные факторы, включая генетику, окружающую среду и культуру.

Критики подчёркивают, что гипотеза Маккенны, несмотря на её занимательность, чрезмерно упрощает сложную природу эволюции и упускает из виду широкий спектр факторов, которые могли способствовать культурной эволюции человека.

Дальнейшее обсуждение теории упоротой обезьяны

Захватила ли гипотеза об упоротой обезьяне ваше воображение, как и многих других?

Прыгайте в кроличью нору с помощью этих дополнительных источников, чтобы подпитать своё любопытство.

Хотя образ наших предков каменного века, сформировавших развитое сознание, которое могло бы изменить облик планеты с помощью волшебных грибов, — это забавная и увлекательная тема, я призываю вас помнить, что теория упоротой обезьяны Маккенны является весьма неоднозначной.

Сайт Теренса Маккенны

Более подробную информацию о теории упоротой обезьяны и многих других теориях и идеях вы можете найти на сайте Маккенны.

Пища богов: поиск оригинального Древа познания. Радикальная история растений, веществ и эволюции человека

Перейдите к первоисточнику и прочитайте, где Маккенна впервые выдвинул свои аргументы в пользу теории упоротой обезьяны в своей книге 1992 года «Пища богов».

В книге исследуется история психоактивных веществ и их роль в человеческой культуре и духовных практиках — квинтэссенция в библиотеке психонавтов.

Заключительные мысли о теории упоротой обезьяны

Когда мы задумываемся о том, что делает нас людьми — наш интеллект, использование инструментов, культура и общество, — очень интересно порассуждать о том, как и почему мы развивались так, как развивались.

Гипотеза упоротой обезьяны Теренса Маккенны — это интригующая история о том, как ранние люди употребляли психоделические грибы, изменяющие сознание, чтобы сформировать эволюционное развитие людей и культуры.

Хотя это, безусловно, интересная идея, помните, что она не подкреплена научными данными и упускает из виду многие факторы, игравшие роль в эволюции человека.

Источники

  1. Emonet, E. G., Andossa, L., Taïsso Mackaye, H., & Brunet, M. (2014). Subocclusal dental morphology of Sahelanthropus tchadensis and the evolution of teeth in hominins. American Journal of Physical Anthropology, 153(1), 116-123.
  2. Tobias, P. V. (1987). The brain of Homo habilis: A new level of organization in cerebral evolution. Journal of Human Evolution, 16(7-8), 741-761.
  3. Antón, S. C. (2003). Natural history of Homo erectus. American Journal of Physical Anthropology: The Official Publication of the American Association of Physical Anthropologists, 122(S37), 126-170.
  4. Geher, G., Camargo, M. A., & O’Rourke, S. D. (2007). Mating intelligence: An integrative model and future research directions. In Mating Intelligence (pp. 421-450). Psychology Press.
  5. McKenna, T. K. (2021). Food of the gods: The search for the original tree of knowledge: A radical history of plants, drugs, and human evolution. Penguin Random House.
Гипотеза упоротой обезьяны. Как психоделики повлияли на эволюцию человека
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap