Растительная диета — это душа амазонского курандеризма, и, без сомнения, одна из самых бесценных, но строгих практик, переданных мне во время моего пребывания в джунглях. Способы выполнения этой практики варьируются в зависимости от курандеро или этнической группы. То, что мы будем обсуждать здесь, основано на том, что я узнал во время своего 4-летнего ученичества в традиции курандеризма шипибо, а также на своём собственном опыте и понимании. В своей практике я придерживаюсь того, что считаю основным принципом традиции, но при этом развиваю, интегрирую и трансформирую её части, чтобы соответствовать потребностям и текущему культурному контексту, в котором мы с вами находимся.
Что такое диета?
Обращение к силам природы
В традиционном курандеризме не человек занимается «лечением», а духи природы, предки, боги и Божество — всё это делается в общении с самим пациентом. Хотя курандеро может обладать обширными знаниями в приготовлении лекарственных трав и навыками других целительных практик, именно его способность входить в измененные состояния сознания, направлять и временно трансформироваться в эти духовные силы природы направляет его практику и придаёт силу тем методам лечения, которую он использует. Независимо от того, о какой форме амазонского курандеризма мы говорим, практика диеты является тем местом, где формируются духовные рабочие отношения, создается энергетический священный словарь, оттачивается мастерство ченнелинга, приходят икаросы, приобретается мудрость, усиливается интуиция, повышается чувствительность и достигается целительная сила. Это основа всей традиции.
Она также используется для создания защит и оберегов, очищения и устранения физических и энергетических препятствий, которые могут мешать проведению ченнелинга, а также для очищения и обновления энергии после интенсивной работы с пациентами.
«Растения поют и говорят с вами, если вы слушаете их с уважением, и они позволяют вам видеть с помощью видений и снов. В изучаемых амазонских обществах мы наблюдали, что во время ученичества в традиционной медицине посвященные уделяют основную часть процесса развитию способности «видеть», устанавливая контакт с миром духов. Эта способность видеть является чрезвычайно важным аспектом в шаманских традициях. Поэтому неудивительно, что ученики тратят значительное время, ресурсы и усилия на ее развитие. В перуанском восточно-центральном регионе Амазонки наиболее важным способом приобретения этой способности являются шаманские диеты».
— Эльзевир (журнал этнофармакологии).
Древняя практика вхождения во внутреннюю и внешнюю дикую природу
По сути, это практика взаимоотношений — особая форма древнего путешествия, которое люди совершали на протяжении тысячелетий. Подобно поискам видения у коренных американцев или путешествиям у аборигенов, это одиночное путешествие во внешнюю и внутреннюю пустыню, где человек постится или придерживается строгих диет и правил поведения, а затем искренне молится таинственным духам природы и предкам об учении, связях, видениях и песнях, которые затем можно передать обратно в «общество» для исцеления, гадания, направления и придания более глубокого смысла и глубины.
Диета и таинственная молитва души
Для меня диета также стала вместилищем глубокой работы над душой и самоисследования, средством эмоционального и духовного созревания, возможностью очистить двери восприятия, оживить наш дух, углубить наше сознание, произнести наши священные молитвы и более полно воплотить чувства. Это практика, которая открывает двери к прямому переживанию тайны, к соприкосновению с миром-душой, вечно присутствующей рекой смысла, которая течёт под внешними формами, на которых мы так привыкли фокусироваться.
«Когда оставляешь позади ткани цивилизации, когда оставляешь позади психологию друзей и семьи, когда оставляешь позади еду, барьер между священным и самим собой ослабевает и в конце концов рассеивается. Знание начинает перетекать из полного в пустое».
— Стивен Бюнер.
Обратите внимание, что «растительная диета» — это особая практика, выполняемая учениками/инициатами традиции, и она совершенно не похожа на «лечебную диету» аяхуаски, которая представляет собой просто набор рекомендуемых диетических правил, соблюдаемых перед участием в церемонии аяхуаски, или на «терапевтическую диету», которая назначается для того, чтобы помочь в лечении болезни.
Как проводится диета?
Опять же, как это делается, зависит от каждого курандеро, поскольку суть этой работы всегда адаптируема, жива и развивается в соответствии с потребностями момента. В традиции, в которой мы учились, процесс выглядит примерно следующим образом (я говорю о растениях, потому что это то, что наиболее часто используется в этой традиции, но этот процесс примерно одинаков для всего, что человек выбирает для диеты, например, камней, костей, мест в природе и даже нефизических существ, таких как божества, планеты, фей и т.д.):
Подготовка почвы
- Сначала мы выбираем растение для обучения (иле его часть, так как корни, кора, листья и цветы обладают различными духовными качествами). Доверяемся интуиции, то есть вы просто чувствуете особое призвание или притяжение к определенному растению. Возможно, растение посетит вас во сне или во время церемонии и попросит, чтобы вы прошли с ним диету, или ваш учитель порекомендует вам определенное растение, потому что он/она видит, что вы можете извлечь пользу из качеств, полученных от связи с ним, таких как энергетическая защита, повышенная чувствительность или жизненная сила.
- Затем вы определяете период времени, в течение которого вы будете выполнять эту диету (или вас проинструктирует растение или учитель) — обычно это от 5 дней до 6 месяцев. В прошлом курандеро занимались диетой годами, но сейчас это большая редкость.
- Затем вы отправляетесь в место на природе, где можете жить в изоляции в течение всего периода диеты. Некоторые люди будут продолжать общаться со своим учителем, сокурсниками или с людьми, которые приносят им еду, другие предпочтут вообще не видеть людей в течение всего времени диеты. (Примечание: с недавним распространением этих традиций по всему миру, мы видим адаптацию традиционного формата диеты к тому, что называется «мягкими диетами» или «растительной настройкой», когда вы в определенной степени продолжаете жить обычной жизнью, например, работать и учиться, одновременно участвуя в растительной диете).
- Затем вы готовите растение для диеты (или ваш учитель делает это за вас), в нашей традиции это обычно вытяжка с добавлением небольшого количества табака для облегчения соединения. Затем проводятся ритуалы, молитвы и поёте специальные икаросы, которые используются для «открытия» вашей диеты во время церемонии аяхуаски и/или вне её.
- В традиции Шипибо вы вступаете в период поста минимум на два дня, в течение которых единственное, что вы принимаете, кроме воды, — это священное растение, с которым вы решили соединиться (некоторые люди перед началом диеты принимают определенные очистительные растения, чтобы тело было очень чистым и восприимчивым). В определенный момент вы можете снова начать принимать пищу, но только самые простые продукты, без масла, соли, сахара, молочных продуктов, специй и мяса, за исключением некоторых видов рыбы. Это позволит организму стать очень открытым и чувствительным. Идея заключается в том, что сильно ароматизированные продукты могут быть «очень громкими» и маскировать тонкое сознание и коммуникации растения, с которым вы пытаетесь установить связь. Придерживаться безвкусной пищи также считается личной жертвой, которая помогает войти в состояние глубокого слушания и продемонстрировать силу своего намерения. Иногда вы пьете растение силы во время поста только в самом начале, а в других случаях его пьют ежедневно на протяжении всей диеты.
- Вы также можете захотеть диету без косметики, электроники или чего-то еще, к чему вы чувствуете сильную привязанность или зависимость, от всего, что может отвлекать или привносить токсины в организм.
- Большинство курандеро воздерживаются от полового акта или мастурбации во время диеты. Мнения о том, почему это так, многочисленны и разнообразны. Подобно безвкусной пище, многие считают это личной «жертвой», чтобы продемонстрировать свою приверженность данному растению или духу, некоторые говорят, что сексуальная энергия может повредить энергии диеты, другие говорят, что секс может прервать или разбавить связь с растениями и вызвать отвлечение или экстернализацию фокуса, а некоторые даже говорят, что это потому, что растения ревнивы. Это может быть что-то одно или все вышеперечисленное, но мы также склонны смотреть на это с даосской точки зрения: энергия, высвобождаемая во время оргазма, — это та же энергия, которую тело использует для самоисцеления, а также та же энергия, которая используется для установления духовных связей, поэтому вместо того, чтобы подавлять нашу естественную сексуальную энергию, мы стараемся заниматься осознанной сексуальной практикой, которая помогает нам циркулировать энергии во время диеты и, возможно, даже усилить ее, чтобы она могла быть использована для укрепления связи с растениями.
- Если вы проходите этот процесс под руководством учителя, то обычно он энергетически «открывает«, «облегчает«, «защищает» и «закрывает» вашу диету с помощью определенных икаросов во время церемоний. Если ваш учитель связан с растением, с которым вы используете диету, то он также может «познакомить» вас с соответствующим духом и помочь установить более прочную связь через процесс, подобный энергетической «передаче», используемой многими духовными учителями других традиций. Мои учителя описали процесс «одалживания» своим ученикам своего рода голографической корневой системы, которую они развивали в течение многих лет, чтобы способствовать более быстрому или более глубокому соединению с соответствующими растениями.
- Некоторые люди идут на церемонию аяхуаски во время диеты, чтобы соединиться с растением, которое они употребляют, но не менее важно, а в некоторых случаях даже более важно, общаться с духами посредством тонкого обмена смыслами в течение дня, во время сновидений и медитации.
- В традиции Шипибо, когда диета завершена, вы завершаете ее различными ритуалами, такими как съедание тарелки с чили, луком, лимонным соком и солью, а также благодарственными молитвами, возможно, возложение даров к основанию соответствующего растения, а затем «запечатываете» его с помощью очень мощного типа Икаро, называемого «Арканой«. Насколько нам известно, в традициях метисов не используется тарелка с луком/холодом и аркана для закрытия диеты, и, как следствие, обычно уделяется гораздо больше внимания «пост-диете «.
- После диеты принято проходить так называемую «пост-диету» — серию диетических и поведенческих правил, чтобы защитить это новое растительное сознание внутри вас, пока вам нужно время, чтобы интегрироваться обратно в мир, и подтвердить ваше постоянное обязательство развивать эти отношения в будущем — как бы это ни выглядело для вас. Свинина является строгим табу в этой традиции, и ожидается, что вы никогда больше не будете употреблять ее в пищу после начала растительной диеты.
Посадка и взращивание семян вашей диеты
Диета, как и молитва, является священной, уникальной для каждого отношения между растением и человеком. Тем не менее, я хочу привести несколько примеров практик, которые я лично использовал для углубления диеты. Помните по мере чтения, что какие бы практики вы ни выполняли, диета всегда должна направляться глубоким слушанием духов и природы; это сделает отношения спонтанными и интимными.
Кроме того, некоторые из этих практик очень уникальны для нас, поскольку наши намерения в отношении диеты выходят за рамки традиционного построения отношений с духами растений для получения силы и знаний. Для нас, в дополнение к традиционным целям, мы рассматриваем диету как средство для глубокого самоисследования, работы с тенью и связи с Тайной.
Для начала мне помогло сильное, искреннее намерение встретить скрытые лики священного в повседневных вещах. Моё намерение глубоко соединиться с растением и миром, который больше, чем человек, а также моё намерение познать себя — действительно познать себя — вот что формирует путешествие и начинает процесс открытия дверей нашего восприятия.
Когда наступает одиночество или трудности процесса, именно сила нашего намерения помогает нам пройти через них и превратить эти самые трудности в сам путь.
Нам также нравится вступать в некоторую форму взаимности с соответствующим духом, либо оставляя подношения у основания растения, например, табака, либо создавая для него подарки. Поскольку мы просим о чем-то, логично, что сначала мы должны что-то предложить. Мы также рассматриваем это как возможность развивать наше сердце/щедрость и преданность. Это очень личное действие, которое может принимать различные формы, если только оно совершается с искренним чувством.
В какой-то момент мы начинаем направлять наше осознание на растение различными способами. Наиболее распространенной традиционной практикой является употребление чая из растения каждый день или даже два-три раза в день (или, по крайней мере, во время водного поста, и при условии, что растение не токсично). Это чаепитие является церемонией, мы используем это время, чтобы усилить наши молитвы о соединении и пригласить сущность растения в каждую клетку нашего тела. Благодаря посту, особое сознание растения и его влияние на наш разум становится более очевидным. Целесообразно сопровождать чаепитие периодом медитативной тишины, чтобы действительно почувствовать, как его лекарство начинает двигаться в сердце-разуме. Иногда сон после приема чая наступает естественным образом, а затем могут начаться связи в состоянии сна.
Другая глубокая и в то же время простая практика заключается в том, чтобы сесть рядом с растением и позволить нашим сенсорным впечатлениям от его тела коснуться нас. С величайшим уважением, медленным глубоким дыханием и мягкой сосредоточенностью мы просим разрешения соединиться, ждем мгновение, чтобы почувствовать «да/нет» в нашем теле, и затем продолжаем, если разрешение получено.
Опять же, мы начинаем с подношения, например, песни, стихотворения, табака и т.д. в знак нашего уважения. Затем мы внимательно смотрим на объект, изучая его цвет и форму, замечаем окружающую его обстановку, пробуем его на вкус, ощущаем его, чувствуем его запах — купаемся в нем всеми органами чувств, пока он не начнет казаться нам знакомым. Мы осознаем наши первичные эмоциональные и чувственные впечатления и реакции на него, замечая, что мы чувствуем.
Таким образом, мы начинаем «приучать» наше сознание к сознанию растения, наша готовность «слушать» и «чувствовать» растение в течение дней, недель, месяцев, лет приведет к раскрытию сердца — расцвету любви и даже преданности к нему, что способствует глубокому осознанию нашей общей жизни и позволяет нам соединиться с его внутренними и тайными формами, скрытыми от тех, кто умеет фокусироваться только на поверхности вещей.
«Чтобы что-то выдало свои секреты, его нужно любить».
— Стивен Бюнер.
Другая практика заключается в том, чтобы положить листья или цветы растения на различные точки пульса на теле и вдохнуть его сущность в наше существо. Затем мы кладем один лист/цветок в воду, чтобы настоять и затем выпить, один — на язык (если он не токсичен), а другой — под подушку во время сна с молитвами о связи со сном.
Другие практики, которые я использовал: шаманские путешествия с барабанами, чтобы встретиться с духом растения, медитации типа «гуру-йоги» с растением, основанные на практике тибетского буддизма Ваджраяны, практики соединения с люцидными снами, дыхательная работа и йога, соединение в церемониях аяхуаски/растительной медицины, сочинение музыки, написание песен и стихов для растения, ведение дневников, создание произведений искусства для растения, танцы для растения, создание уникальных ритуалов, чтобы вызвать его, молитвы, посвятительные действия и просто открытие для растения без «формальной» практики.
Сердечный резонанс и сны души
Всё это направлено на развитие нашей эмпатии, преданности и родства с растением, на восприятие его тонких коммуникаций и открытие нашего сердца, которое затем приведет нас в резонанс с ним. По мере углубления этой резонансной связи мы начинаем течь по его узорам и впитывать смыслы и сообщения, заложенные в гештальте чувственного восприятия растения. Затем этот вклад начинает проникать в наше сознание через сны, метафоры, предзнаменования и синхронии, песни, поэзию, церемониальные видения и прямое знание.
«Чтобы научиться видеть, чтобы научиться слышать, вы должны сделать вот что — отправиться в пустыню в одиночестве. Ибо не я могу научить тебя путям богов. Такие вещи постигаются только в одиночестве».
— Дон Хосе Мацува.
Культивирование осознанности
Существует также любое количество практик, которые можно использовать для развития или укрепления осознанности в целом. Одной из таких практик является осознанность (сидячая медитация или любая другая деятельность, выполняемая осознанно, например, танец, йога или работа с дыханием). Осознанность — это функция энергии. Укрепление осознанности с помощью практики осознанности поможет увеличить энергетическую способность человека удерживать и интегрировать опыт. Осознанность может прояснить ум и его способность «слышать» дух, удерживать сильные переживания (прекрасные и ужасные) и интегрировать мудрость и понимание в повседневную жизнь.
Важно, чтобы после завершения официального периода диеты человек продолжал поддерживать эту связь любыми способами, которые покажутся ему подходящими. Приготовление эссенции из растения перед сном, выращивание растения в саду и продолжение различных практик, упомянутых выше, может помочь сохранить энергию диеты живой и растущей в вас.
Несколько слов предостережения
Как и всегда на этом пути, диета с растениями — это не только любовь и свет, по крайней мере, по словам наших маэстро из племени шипибо. Они научили нас, что большинство растений могут обучать как целительству, так и черной магии, также известной как «шитана», и предупредили, что такие энергии, накопленные во время диеты, могут загрязнить медицину.
Есть определенные растения или деревья, такие как Тое, Лупуна и Айахума, которых новички обычно избегают, поскольку их шитана считается слишком сильной для большинства диетеро, чтобы противостоять ей на ранних этапах обучения. Парадоксально, но эти растения могут также служить сильной защитой от этих же энергий.
Наши маэстро считают, что сильные растения часто становятся испытанием, и только научившись противостоять шитане таких диет, можно научиться более эффективному исцелению. В некоторых случаях шитана может проявляться в виде гнева, зависти или мыслей о мести другому человеку, а также в мечтах о совершении насилия.
Наши маэстро также учат, что после диеты растительные энергии уязвимы для нарушения или «пересечения» определенными продуктами, веществами, сильными эмоциями, токсичной средой, токсичными отношениями … по этой причине существует «пост диета», то есть период времени, когда мы принимаем меры предосторожности, чтобы не нарушить эти энергии, пока они не успокоятся. Пересечение диеты может привести к разного рода неприятностям, включая серьезные заболевания (мой маэстро сказал бы, что чем дальше вы находитесь на растительном пути, тем серьезнее последствия нарушения диеты).
По этой причине, в нашей традиции, мы всегда поем Аркану Икаро, чтобы закончить растительную диету. Аркана — это своего рода энергетический щит или защитная частота, которая сплетается вокруг вас и запечатывает новые и чувствительные растительные частоты, которые вы получили через диету, пока они стабилизируются в вашем поле.
Аркана делает эти возмущения менее вероятными, хотя они, безусловно, все равно случаются. В моём посвящении пост-диета обычно не такая длинная и строгая, как во многих традициях метисов, благодаря Аркане.
Функция растительной диеты
По сути, когда вы создаете упомянутый выше контейнер, вы культивируете здоровую среду или почву, в которой может расти энергетическая корневая система вашей растительной диеты. Затем, приступая к практикам, вы сеете энергетические семена и взращиваете их в своем психо-духовном существе.
Энергетические пути растений и духовные союзники
Насколько развита эта корневая система, зависит от конкретного человека и растения. Вы можете выбрать диету с одним растением на протяжении всей своей жизни и создать очень глубокую и развитую сеть внутри себя для этого растения, или же выбрать диету с множеством различных растений, а иногда и с обоими растениями в разное время на вашем пути.
В качестве примера можно привести тобакеро, который питается в основном табаком, санангуэро, который питается в основном растениями семейства сананго, или других проводников, которые работают в основном с биолюминесцентным деревом под названием Нойя Рао. Как у большинства людей есть интимные партнерства, близкие друзья, менее «обычные» дружеские отношения и знакомства и т.д., так и с растениями. У каждого курандеро будут свои основные союзники, второстепенные, а затем и другие растения, к которым они испытывают привязанность и работают в определенных ситуациях, но только при необходимости.
Дары, сила, проницательность и руководство диеты
Каждое растение будет приносить различные дары, учения и энергетические качества. Например, некоторые растения используются для получения энергетической защиты, некоторые — для божественной связи, некоторые — для любви, а другие обладают очень специфическими врачебными качествами. Эти качества являются священной тайной, которая затем передается через икарос во время церемонии. Именно качество и сила связи с духами/божествами/архетипами, культивируемые через эту практику растительной диеты, придают икарос (лекарственным песням) их силу или «духовный резонанс», что дает курандеро его способность диагностировать или «видеть» своих пациентов, что направляет курандеро в разработке лечения своих пациентов, что помогает «активировать» или придать силу различным лекарствам и что позволяет курандеро эффективно защищаться от энергетических «атак».
Духовная детоксикация и самоосознание через диету
Помимо традиционной направленности диеты, я обнаружил в этом процессе множество других уровней медицины. Каждый раз, когда я приступаю к этой практике, я намеренно освобождаюсь от многих сложностей повседневной жизни, позволяя отбросить все несущественное.
Естественно, это инициирует своего рода детоксикацию тела, ума и души, где я иногда прохожу через состояния сильного дискомфорта, поскольку начинаю очищать систему от грубых и тяжелых элементов. Обычно в это время я чувствую себя слабым и уязвимым, и многие шаблоны и эмоции, которые подавлялись едой и отвлечениями, теперь начинают всплывать в сознании. Хотя это не является типичным фокусом традиционной практики диеты, я наслаждаюсь этой частью процесса как возможностью углубить своё самосознание и пролить свет сознания на те части тела, которые были скрыты от меня (не обманывайтесь, это может быть действительно трудно!).
Я обнаружил, что для того, чтобы ориентироваться, обрабатывать и интегрировать этот опыт, мне было необходимо разработать собственные концептуальные рамки или модели, выходящие за рамки традиционного контекста курандеризма и современной мысли. Я широко использую практики и философию многих различных традиций, особенно недуальных, таких как тибетский буддизм, даосизм, адвайта и суфизм, множество психотерапевтических инструментов, особенно юнгианских, а также работы других современных духовных учителей, философов, поэтов и глубоких экологов. Таким образом, диета функционирует как мощное средство для нашего психо-духовного и эмоционального созревания.
«Именно в этих одиноких местах священные тайны, которые пронизывают всё, но не видны никому, могут найти свой путь в человеческий разум»
— Джоан Галифакс.
Прикосновение к тайне
Изоляция, пост и намеренные практики соединения с выбранными нами растениями-союзниками также способствовали смягчению границ разделения между нашим существом и природой, позволяя нам развить определенную гибкость сознания. Чувство собственного «я» начинает размываться по краям, и постепенно мы обнаруживаем, что наше дневное сознание становится похожим на сон, меняется качество света, появляются предзнаменования и синхронии по мере того, как наши сердца становятся более «созвучными» с миром природы. Что-то появляется, давно забытая способность — мы начинаем подключаться к этому чувству, что вся жизнь «говорит с нами», и снова вступаем во вневременной непрерывный разговор со всем живым.
Таким образом, мы начинаем ощущать себя частью этой сотканной ткани существования, чувствуя смысл всего сущего и свое место в нем.
«Говоря на языках творений, слыша голоса творений, границы нашей души расширяются».
— Джоан Галифакс.