Перед моей первой церемонией аяхуаски близкий друг, который глубоко работал с этим лекарством, сказал мне: «Если всё станет мрачным, помни, что это скоро закончится, и все будет хорошо». Помню, я задумался: «Я ни разу на церемониях не испытывал мрачные состояния и у меня никогда не было бэд-трипа, и это не изменится».
Выпив чай, я улегся на матрас в моей отдаленной хижине и погрузился в успокаивающее состояние, слегка приподнятое, но близкое к бодрствующему сознанию. Конечно, люди будут преувеличивать значение аяхуаски, подумал я. Это очень мягкое растение.
Я подошел к колумбийскому старейшине, чтобы выпить вторую порцию, приглашая его к более глубокому опыту. Вскоре после того, как я вернулся на матрас, в моем сознании возникли яркие образы — красочные, трехмерные щупальца, распутывающиеся между собой. Я следовал за ними, как загипнотизированный, в то, что казалось другим измерением, пока звук удаляющихся шагов не привел меня в чувство.
Один мужчина из нашей группы выскочил на улицу, держась за голову и крича от боли. Его крики отдавались эхом вдалеке, вскоре к ним присоединился вой койотов в лесу. Я вскочил в тревоге и оглядел хижину — или то, что когда-то было хижиной. Теперь это были кишки организма, а я — бессмысленная материя, которую переваривали.
Наступила темнота, за ней последовал ужас, и десятки окружающих меня людей стали безостановочно блевать в мусорные пакеты, словно извергая булькающие глубины своих разлагающихся душ.
Выхода не было, и все только начиналось.
Что такое бэд-трип?
Я начал с такого введения не только для того, чтобы рассказать о своем первом опыте «бэд-трипа», но и потому, что когда люди спрашивают меня о моем самом сильном психоделическом опыте, на ум приходит путешествие с аяхуаской.
Почему я выбрал это болезненное путешествие как самое сильное, учитывая мои многочисленные блаженные переживания, связанные с другими веществами? Возможно, потому, что в этих блаженных переживаниях я сохранял некоторое чувство контроля, чувство идентичности, способность по желанию возвращаться к «нормальному» сознанию. В состоянии аяхуаски у меня не было ничего из этого. Я был беспомощен, переживая реальность так, как я никогда не мог себе представить, реальность, в которой я был совсем не я.
Так является ли бэд-трип просто опытом, когда мы полностью теряем контроль над собой или теряем чувство собственного достоинства?
Правда заключается в том, что мы все еще находимся на ранних стадиях понимания того, что такое бэд-трип на самом деле. Коренные шаманы могут считать, что бэд-трип — это духовные чрезвычайные ситуации, требующие очищения от негативных энергий. Западные врачи могут считать, что бэд-трип является результатом неидеального мышления или связанной в основе травмой. Но, в конечном счете, единственный человек, который может отнести бэд-трип к категории «плохих», — это тот, кто его пережил.
Бэд-трип бывает самым разнообразным, какие только можно себе представить. В бэд-трипе может казаться, что наступил конец света — или что вы умираете. Вам может казаться, что все, что вы думаете, что знаете, неправильно, или что вы ответственны за все страдания в мире. Бэд-трипы могут длиться минуты или дни. Они могут сразу же травмировать или вызвать травму, которая проявляется лишь годы спустя.
Как и после любой психологической травмы, после бэд-трипа может потребоваться некоторое время для восстановления. Бэд-трип способен вызвать посттравматическое стрессовое расстройство, и некоторым людям после особенно сильных переживаний требуется длительная психологическая помощь.
Но некоторые бэд-трипы могут вызвать мощное исцеление или трансформацию. Что же происходит, когда травматический опыт приводит к исцелению? Можем ли мы по-прежнему называть это бэд-трипом?
Всегда ли бэд-трип — это плохо?
С 60-х годов «бэд-трип» используются как предостережение против психоделиков, ассоциируясь с паникой, срывами и психозами. Многие полностью избегают психоделиков из-за страха перед таким опытом. Хотя и общепринятая мудрость, и десятилетия исследований показывают, что риск бэд-трипов можно уменьшить, контролируя «сэт и сэттинг», это не всегда так. Несмотря на то, что у меня была хороший сэттинг — удобная хижина и опытные фасилитаторы — мой опыт с аяхуаской вызвал невыразимый ужас.
Станислав Гроф, психоделический терапевт и один из основателей трансперсональной психологии, описал психоделики как «неспецифические усилители». Даже при оптимальных наборах и настройках мы не можем предсказать, какие внутренние реалии психоделики могут усилить, особенно в больших дозах. Каждый прием психоделиков — это акт мужества, решение встретиться со своими глубинами, как бы они ни проявлялись.
Но термин «бэд-трип» проблематичен. С одной стороны, дуализм «хорошо/плохо» — это упрощенная модель, в которой удовольствие ценится выше боли — а психоделические путешествия в любом случае имеют тенденцию стирать дуализм. С другой стороны, эти «бэд-трипы» на самом деле могут обладать большим преобразующим потенциалом, чем «хорошие». Более того, некоторые люди стремятся к ним. Шивон Уорвикер, написавшая для VICE, назвала таких людей «ужасными трипперами». Эти люди находят смысл в ужасающем опыте, потому что этот ужас заставляет их противостоять тьме внутри.
Намеренное провоцирование бэд-трипов для исцеления или трансформации — не новая концепция. На самом деле, возможно, она почти так же стара, как и человеческая цивилизация…
Травмирующие ритуалы: Бэд-трипы тогда и сейчас
В своей книге «История и нынешнее состояние Вирджинии», вышедшей в 1705 году, историк Роберт Беверли-младший подробно описал ритуал племени Паухатан, созданный для превращения мальчиков в мужчин-лидеров. Он назывался «хусканав». После двух дней танцев и пиров, кульминацией которых была метафорическая, ритуальная «смерть» выбранных мальчиков, вожди уводили их в отдаленные уголки леса. Мальчики оставались там до девяти месяцев, не получая практически никакого пропитания, кроме «wysoccan» — варева, которое вызывало яркие и ужасающие галлюцинации, дисфорию и сильные спазмы. Когда спазмы становились неконтролируемыми, мальчиков запирали в клетках.
Считается, что высоккан — это дурман, более известный как дурман индийский или датура. По прозвищу «Дьявольская ловушка», дурман считается одним из самых ужасающих существующих психоделиков. По словам пользователя «Robigus» на Erowid, дурман «будет смеяться, поскольку он смешивает ужасы вашего воображения с вашей повседневной жизнью». Ответил Робигус: «Не принимайте его, если вы не готовы рискнуть покинуть это место навсегда».
Поухатан вводил високкан, чтобы буквально стереть воспоминания мальчиков о детстве. Если они возвращались в деревню и хотя бы узнавали друга детства, их отправляли обратно, чтобы снова пройти хускано. Мальчики часто умирали на втором хусканаве, если не на первом.
Как бы ужасно ни звучала Датура, некоторых она привлекает. Один человек по имени Вирд описал свой опыт как путешествие в видениях с участием женщины в плаще, говорящей собаки и старого фермера. Диссоциативный опыт Вирда сходился на сотнях насекомых, ползающих по его телу в направлении рта, ушей и ноздрей, вызывая у него панику и удушье — пока женщина в плаще не сказала ему не бороться и сдаться смерти. Когда Уэрд так и сделал, насекомое, душившее его, превратилось в божью коровку и улетело. Для Вирда этот опыт стал «выходом из мира, в котором я вырос, и мира, в котором я живу сейчас».
Вхождение в состояние, которое последовательно вызывает диссоциацию, амнезию, болезнь и психоз, является примером экстремального уровня хоррор-бэд-трипа. Тем не менее, подход сходится на общем мотиве ценности, получаемой не только от вековых обрядов перехода, но и от бэд-трипов в целом, мотиве, который Уайрд использовал для названия своего рассказа: «Возрождение».
Кетаминовая мумификация и ЛСД-террор
Эти ритуалы возрождения воспроизводятся в некоторых современных западных психоделических заведениях.
Джулиан Вейн в своей книге «Становясь выше» описывает «Обряд посвящения в Храме К». В ходе этой практики люди добровольно мумифицируют свое тело в чёрную пленку, нюхают кетамин, а затем заворачивают лицо, оставляя только отверстие для дыхания. Мумифицированный человек попадает в темные глубины «дыры К» — диссоциированной пустоты, лишенной зрения и звука. Когда телесный контроль возвращается, человек обнаруживает, что его тело сжато. Но когда проводник разрезает плёнку, человек появляется на свет, словно заново родившись.
Возможно, этот выход из темноты имеет терапевтический эффект. В 1976 году профессор Уолтер Х. Кларк отправился в Мексику, чтобы пройти курс лечения у доктора Сальвадора Роке, в терапевтическом подходе которого сочетались западный психоанализ и шаманизм мексиканских индейцев. В своей последующей статье «Бэд-трипы могут быть лучшими поездками» Кларк описал ситуацию в стиле «Заводного апельсина», когда пациентам вводили психоделик — 250 микрограммов ЛСД для Кларка — и показывали «сцены насилия, смерти и грубой порнографии, очевидно, призванные шокировать и нарушить чувствительность». Затем последовал дезориентирующий опыт сенсорной перегрузки, который Кларк описал как «спуск в ад». Один мужчина, которому ввели кетамин, упал на пол, корчась и извергаясь в муках. Несмотря на ужас, Кларк заметил, что персонал относился к этому человеку с удивительным состраданием:
«Я понял, что всё это было сделано для блага пациентов», — писал он, — «и что то, что казалось адом, на самом деле было раем».
Кларк признал:
«Доктор Роке намеренно подстраивает бэд-трип, чтобы вывести на поверхность самые худшие страхи и проблемы пациента», с намерением «преодолеть тщательно выстроенную защиту, которая часто делает невроз или психоз пациента неуязвимым для врача».
Через два года после своего опыта Кларк вспоминал: «Моя жизненная энергия была позитивнее, чем когда-либо прежде».
Бэд-трип не всегда исцеляет
Важно признать, что, хотя бэд-трипы могут дать прорыв, они также могут травмировать людей на долгое время. Хотя доктор Роке пытался использовать террор для лечения неврозов, мы не знаем, сколько его пациентов страдали от долгосрочных травм.
В ходе опроса более 2000 человек, переживших «сложный опыт» с волшебными грибами, выяснилось, что около 150 из них считают, что трип нанёс им долгосрочный психологический ущерб. И эти люди не подвергались воздействию ужасающих образов в исследовательской лаборатории, как испытуемые доктора Роке.
Другие использовали повышенную уязвимость психоделического состояния в своих интересах. Классический пример — Чарльз Мэнсон. Широко известно — и подтверждено бывшими членами его «семьи» — что Мэнсон использовал ЛСД для промывания мозгов своим последователям, чтобы те совершали ужасные убийства. Когда реальность растворяется, разум становится внушаемым, особенно если он предрасположен к псевдо-спасителю — или, в случае МК-ультра, к сотрудникам ЦРУ.
MK-Ultra — это кодовое название продолжавшегося два десятилетия тайного проекта ЦРУ по использованию наркотиков, особенно ЛСД, для контроля над разумом и психологических пыток. В то время как некоторые люди участвовали по своему выбору, в том числе писатель Кен Кизи, который написал «Пролетая над гнездом кукушки» , раскрасил школьный автобус и широко распространил ЛСД, многим пришлось пережить огромную психологическую травму. ЦРУ в первую очередь вербовало сломленных и маргинализированных, в том числе психически больных и заключенных. Одному заключенному, Уайти Балджеру, на протяжении более года ежедневно вводили ЛСД. После инъекции он и другие заключенные были вынуждены оставаться в запертых подвальных помещениях в течение 24 часов, подвергаясь шквалу допросов, призванных «сломать» разум. Рассказывая о своем опыте, Балджер описал двух мужчин, которых «пришлось вытащить из-под их кроватей, они рычали, лаяли и у них изо рта была пена.
«Я сидел в тюрьме за совершение преступления», — писал Балджер , — «но они совершили против меня еще большее преступление».
В наши дни, кто знает, какие Мэнсоны или федеральные операции травмируют уязвимых людей. Однако мы знаем, что по мере того, как растет популярность медицины растений, люди, не подготовленные для проведения ритуалов, причиняют большой вред.
Таким образом, не все бэд-трипы — это замаскированные прекрасные путешествия. Никогда не следует подвергать другого бэд—трипу, если только это не является осознанным желанием, и если ему не предоставлен соответствующий опыт и поддержка. Будь то ритуал или терапия, любая психоделическая церемония должна быть направлена на минимизацию вреда, если только нет очень веских причин для того, чтобы вступать на травмирующую территорию.
Исцеление и озарение от бэд-трипов через юнгианскую тень
Когда мы решаем целенаправленно исследовать травму с помощью психоделиков, цель часто состоит в том, чтобы выйти на другую сторону, достигнув некоего целительного откровения.
Станислаф Грофф, разговаривая с Тимом Ферриссом в 2018 году, сказал: «Кто-то в бэд-трипе имеет дело с трудным аспектом своего бессознательного», добавив: «Когда он приближается, он приближается к исцелению». Учитывая, что Грофф провел более 4000 сеансов ЛСД-терапии, многие из которых включали сейсмические дозы (до 1500 микрограммов, как сообщается в ЛСД-психотерапии ), он знает, о чем говорит.
Точно так же в руководстве по лечению психотерапии с использованием МДМА, написанном MAPS для их клинических испытаний FDA, говорится: «…любой страх, воспоминания и т. д., которые продолжают всплывать, делают это для того, чтобы исцелиться, чтобы их лучше поняли и психика/внутренний целитель участника знает, когда для этого наилучшее время».
Прорывные методы психоделической терапии, такие как модель «Принять, соединить, воплотить» (ACE) , побуждают пациентов сталкиваться со своими негативными эмоциями в безопасной и комфортной обстановке. Терапевты могут помочь своим пациентам справиться с темными и болезненными переживаниями, чтобы найти исцеление и смысл на другой стороне.
В этой концепции бэд-трипы возникают из бессознательного, чтобы побудить нас к исцелению. Полезная модель принадлежит Карлу Г. Юнгу, который предположил, что область бессознательного называется «тень». Тень — это наша «тёмная» природа, наш мистер Хайд, реальность которого мы культивируем, если не сказать — жестко фиксируем, чтобы избежать. И все же мы должны встретиться с тенью лицом к лицу, если ищем исцеления или возрождения, ибо, как писал Юнг, «просветление происходит не за счет воображения фигур света, а за счет осознания тьмы».
И Юнг должен был знать, учитывая тот факт, что после разрыва со своим наставником Зигмундом Фрейдом в 1913 году он прошел через многолетнюю «конфронтацию с бессознательным», которая включала паранойю, галлюцинации, кошмары и заигрывание с безумием — хотя многие считают, что это заигрывание переросло в полноценный симбиоз. Возможно, Юнг и не употреблял психоделики, но он явно пережил одно из самых продолжительных в истории бэд-трипов, которое он задокументировал с помощью визионерских картин и каллиграфического текста в «Красной книге», опубликованной посмертно. Хотя Юнг признался, что этот опыт «грозил сломить меня», он поделился тем, что послужило толчком к дальнейшей работе всей его жизни, включая его влиятельные теории архетипов, синхронистичности и коллективного бессознательного. В интервью ближе к концу своей жизни Юнг назвал этот период «самым важным временем моей жизни».
Интеграция тени в бэд-трипах
В обществе, где удовольствие превалирует над болью, нас приучают считать трудные переживания «плохими» и избегать их любой ценой. Это поощряет энергетическую борьбу за отгораживание от страшного или сложного, такого как травмирующие воспоминания и болезненные эмоции. Когда мы противостоим тени, мы перенаправляем эту энергию, открывая путь к когнитивному потенциалу — процесс, который Юнг уподоблял алхимической трансмутации, превращению «основного металла» в «золото». Когда мы интегрируем содержание тени, а не убегаем от нее, мы делаем решающие шаги к проявлению Самости, нашей истинной природы, здесь и сейчас.
Хотя мы часто убегаем от тени, мы видим необходимость противостояния ей в бесчисленных историях. Люк Скайуокер и Гарри Поттер должны столкнуться и интегрировать свои внутренние связи с Вейдером и Волдемортом, чтобы проявить свою героическую природу. Фродо Бэггинс должен выдержать садистский призыв Саурона, чтобы уничтожить Кольцо Всевластия. Данте должен спуститься через девять колец Инферно, ибо только спустившись в подземный мир, он может подняться в Парадизо.
Как бы ни был интересен этот материал с интеллектуальной точки зрения, на самом деле, когда вы испытываете его на себе, это совсем другая история. Несмотря на большое количество описаний околосмертных переживаний «белого света», смерть по-прежнему пугает нас до ужаса. Смерть эго, которую могут вызвать психоделики, часто вызывает такую же реакцию, поскольку этот опыт может быть похож на саму смерть.
Смерть эго в бэд-трипах и буддизм Ваджраяны
В буддизме Ваджраяны жизнь — это подготовка к смерти. Бардо Тхёдол, более известная как «Тибетская книга мертвых», наставляет практикующих на процесс умирания. После смерти сознание проходит через три бардо — промежуточные, переходные состояния — на пути к перерождению. Третье, называемое «сидпа бардо», наполнено образами и галлюцинациями неразрешенных конфликтов и страхов, возникающих из кармы человека — тень, возможно, проявленная как реальность. Медитация и йога сновидений — ваджраянская практика путешествия во сне — готовят человека к навигации по бардо, поскольку только в его навигации сознание может испытать освобождение.
С этой точки зрения, бэд-трипы, особенно те, которые связаны со смертью эго, могут стать тренировкой в прохождении ужаса процесса умирания. Таков был тезис Тимоти Лири, Ральфа Метцнера и Ричарда Альперта, которые в своей книге 1964 года «Психоделический опыт» взяли за основу Бардо Тхёдол. Авторы описали смерть эго как:
«…одна из старейших и наиболее универсальных практик, согласно которой посвящаемый должен пройти через опыт смерти, прежде чем он сможет духовно возродиться. Символически он должен умереть для своего прошлого и для своего старого эго, прежде чем он сможет занять свое место в новой духовной жизни, в которую он был посвящен».
Существует явное пересечение между описанием авторов и такими ритуалами, как хусканав и обряд посвящения в Храме К. Смерть эго может быть болезненной и пугающей, но если мы переживаем ее в благоприятной обстановке, она может стать преобразующей, когда мы позволяем себе сдаться.
Объединение дуализмов
Вернемся к моей личной истории о бэд-трипе: Когда подавляющие, потусторонние видения аяхуаски угрожали сломить меня, я нашел в себе силы и волю встать. Поддавшись импульсу, я посмотрел в сторону колумбийских гидов, сидевших в передней части хижины. Один из лидеров поднял голову, вскочил на ноги и принёс мне большое ведро для очищения. Я боролся со своей болезнью, сжимаясь в смятении, а он прошептал единственное слово: «Сдавайся».
Его темные глаза отражали лучистый свет. Я обхватил его плечо, склонился над ведром и позволил своему телу выпустить то, что ему было нужно, включая весь стыд очищения, из-за которого моя беспомощность казалась такой ужасающей. Как ни больно было очищение, оно принесло облегчение моему телу.
Он отвел меня обратно на мой коврик, где провел очистительный ритуал, поклонился и ушел. Снова оставшись один, я встретился лицом к лицу с пугающими образами, которые все еще мелькали в тени моего ума. По мере того как я отдавался им, они ослабляли свою власть.
Я построил свое эго так, чтобы отсеивать «плохое». Когда «плохое» сильно разбушевалось, мое эго оказалось беспомощным и в конце концов было уничтожено. В его отсутствие сознание продолжало существовать, и мягкие удары нейлоновых струн гитары проводников перенесли меня в самое сильное чувство мира, которое я когда-либо знал — мир, проистекающий из благодарности за все, что есть, светлое и темное, внутри и вне, сосуществующие в видении целостности, которое с тех пор служит основой моей бодрствующей жизни, когда я путешествую к смерти и за ее пределы.