YawanawA (Яванава) — народ дикого кабана

Яванава — это группа, принадлежащая к языковой семье пано, которая в настоящее время занимает земли коренных народов реки Грегорио. Ее община, по сути, представляет собой объединение людей, в которое входят представители других групп: Шауадава (Арара), Искунава, Рунунава, Сайнава и Катукина. Такая конфигурация является результатом динамики, характерной для многих групп пано — союзы через брак, женщины, захваченные во время военных конфликтов, миграция семей — и ряд исторических событий, таких как приход неиндейцев (включая эпидемии и демографические изменения).

Язык Яванава принадлежит к языковой семье пано и демонстрирует высокий уровень разборчивости по сравнению с другими группами пано. Сегодня большинство населения говорит на двух языках. Пожилые люди предпочитают использовать язык коренного населения, в то время как их владение португальским языком оставляет желать лучшего, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует. Среди детей и молодежи можно выделить три различные ситуации, в основном в зависимости от семей, к которым они принадлежат: двуязычные; те, кто свободно владеет португальским языком, но понимает язык коренных народов, не говоря на нём; и те, кто монолингвален на португальском языке. Взрослое население говорит на обоих языках и в настоящее время активно заботится о сохранении языка коренного народа.

Название Яванава переводится как «Народ дикого кабана». Это потому, что как племя мы всегда вместе — и на охоте, и в жизни в целом. Мы — стая. ~ Никсивака Яванава

Территория коренных народов яванава в южной части Земли коренных народов реки Грегорио была первой демаркированной территорией в Акко и занимает верховья этого притока реки Журуа. Физическая демаркация была проведена в 1984 году, утверждена в 1991 году, зарегистрирована в земельном кадастре в 1985 году и в Службе национального наследия в 1986 году. Согласно переписи, проведенной самими яванава в 1997 году, население племени составляет около 450 человек, около 30 из которых проживают в прилегающих городских центрах Тарауака, Крузейро-ду-Сул, Фейжо и Риу-Бранку или в других деревнях коренного населения. Население яванава не объединено в одну деревню, а распределено по разным местам на берегах реки Грегорио, главным поселением является деревня Нова Эсперанса, где живет нынешний лидер. Нова Эсперанса была открыта в 1992 году, после того как группа покинула каучуковую плантацию Каксинава, занятую в период разведки каучука и работы на каучуковых боссов в 19 веке. Размер и распределение поселений в основном зависит от социально-политических факторов: конфликты, союзы и браки провоцируют создание или перестройку поселений, тем самым преобразуя пространство в зоны интересов.

Воин Яванава
  • Save
Воин Яванава

Охота и рыбалка — два основных вида экономической деятельности яванава. В сухой сезон организуются рыбацкие вылазки, в которых участвует почти вся община и которые превращаются в важные социальные события. Они используют различные виды растительных ядов, помещая их в воду, чтобы заставить рыбу подняться на поверхность и облегчить ее поимку. В сезон дождей, когда крупные животные оставляют четкие следы, охота становится одним из основных источников питания. Основными продуктами питания, получаемыми с плантаций, являются маниок, банан и кукуруза, но выращиваются и другие продукты, такие как рис, сладкий картофель, папайя, ананас и сахарный тростник.

Дети племени Яванава
  • Save
Дети племени Яванава

Шаманизм является одним из наиболее заметных аспектов культуры яванава, хотя в прошлом функции шамана были более разнообразны и затрагивали другие аспекты культуры, такие как сражение и охота. Что касается лечения, то специалисты Аванава практикуют различные техники, включая лечебные песнопения и дуновения, главным из которых в настоящее время является «молитва», называемая шуанка. Во время сеансов исцеления ксинайя — так называют мастера, который приготавливает аяхуаску и произносит молитвы над кружкой, которую впоследствии выпьет человек. Интересным аспектом этой практики является то, что диагноз болезни ставится на основании сна, который приснился пациенту перед тем, как он заболел. Существуют различные названия, обозначающие каждый тип специалиста, так же как и различные шаманские техники.

Шаманская инициация включает в себя четыре параллельных процесса: выполнение определенных испытаний; соблюдение строгих мер предосторожности, включающих сексуальное воздержание и отказ от определенной пищи; прием различных галлюциногенных веществ; изучение специфических знаний, связанных с каждой техникой, а именно лечебных песнопений и «молитв». Шаманская сила амбивалентна, поскольку она одновременно позволяет лечить и провоцировать болезни. Обвинения в колдовстве и отравлении среди яванава происходят как между группами, так и внутри них, периодически провоцируя социальную напряженность, которая может привести к расколу.

В области искусства, знания остаются в руках избранных людей, в основном старейшин, хотя в последнее время предпринимаются попытки передать это ноу-хау новым поколениям. Юбки из соломы, узорчатые головные уборы из бамбука и соломенные браслеты также используются в качестве украшений во время ритуальных праздников. Некоторые люди до сих пор изготавливают оружие из бамбука и персиковой пальмы и украшают его узорами, хлопчатобумажными нитками и перьями, в основном взятыми у макак, туканов и попугаев. В то время как изготовление оружия — исключительно мужская практика, дизайн — это занятие, связанное с женской сферой так же, как гончарное дело и плетение корзин. Процессы изготовления оружия и керамики требуют соблюдения различных мер предосторожности.

  • Save

И последнее, но не менее важное: фестивали имеют особое значение в формировании социально-политических отношений, которые яванава поддерживают с другими группами и между собой. Саити — это общее слово яванава для обозначения фестиваля. Марири, которое не является традиционным словом яванава, теперь используется с тем же значением и также используется другими группами в регионе. Марири, отмечаемый ночью, состоит из серии танцев и песнопений, которые имеют игривый и метафорический тон. Некоторые люди, в основном взрослые мужчины, пьют аяхуаску (уни) во время ритуала. Ума аки длится несколько дней и обычно посвящен межгрупповым отношениям, поскольку в нем обычно принимают участие другие общины. Этот ритуал развивается в различные последовательности, некоторые из которых могут выглядеть как отдельные небольшие праздники: игры, прием и рвота кайсумой, разыгрывание военных действий, танцы и песни.

YawanawA (Яванава) - народ дикого кабана
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap