Питье аяхуаски, древнего шаманского растительного лекарства, часто сравнивают с переживанием близкой смерти.
Люди, которые отправляются в путешествие через церемонию аяхуаски, скорее всего, испытают сильную рвоту, сильный физический дискомфорт и чувство неизбежной гибели.
После этого им могут открыться удивительные откровения об их предназначении в жизни. Они могут встретиться с мистическими существами и обрести духовное понимание себя и окружающего мира.
Это может быть действительно меняющий жизнь опыт, и неудивительно, что люди, которые пьют аяхуаску, иногда сравнивают ее со встречей со смертью.
Это сходство может рассказать нам некоторые важные вещи об опыте аяхуаски и даже помочь нам научиться меньше бояться смерти…
Что такое околосмертный опыт?
Существует множество способов, которыми человек может столкнуться с околосмертным опытом, и качество этого опыта может быть самым разным.
Как правило, околосмертный опыт возникает в ситуации, угрожающей жизни, связанной с физической травмой или болезнью. Люди входят в уникальную форму осознания, иногда с ощущением выхода из тела или путешествия в мистические сферы.
Часто околосмертные переживания могут быть радостными или связаны с освобождением от жизненных тягот:
«Я обнаружил, что смотрю вниз на это больное тело и начал смеяться. Скоро этому телу придет конец. Мысль об этом была приятной, поскольку приближалось освобождение от всех пут этой жизни. Это тело было таким плотным, холодным и тяжелым. Было хорошо отпустить его. Мое сознание раскрылось, как цветок лотоса, все стало огромным, превышающим размеры этой вселенной. Каждая часть вселенной была частью меня, и каждая часть меня была частью вселенной. Было полное включение и принятие». Источник.
Хотя физический толчок к переживанию близкой смерти может быть травмирующим и болезненным, он может привести к глубокому покою и умиротворению:
«Я обмяк в холодной темноте воды, и вдруг перестал чувствовать жжение и боль воды в легких. Темнота вокруг меня стала совершенно белой, и я почувствовал, что мчусь со скоростью света по туннелю. Я почувствовал тепло, когда боль оставила меня, и мир с самим собой и окружающим миром. Безусловная, чистая любовь излучалась вокруг меня и в меня. ЛЮБОВЬ накрыла меня, как теплое одеяло из неизвестного источника». Источник.
Однако не всегда это мир и любовь — могут быть и суровые уроки, и бескомпромиссные жизненные обзоры:
«В следующее мгновение я поняла, что мне показывают вспышки всех плохих поступков, которые я когда-либо совершала, и меня ставят на место других людей, когда я поступаю с ними плохо. Я видела, насколько бесчувственной я была по отношению к людям и даже не подозревала об этом. Было мучительно и тяжело переживать то, о чем я забыла или просто не обращала внимания. Меня заставляли чувствовать себя так, как я заставляла чувствовать других». Источник.
Некоторые люди выходят из околосмертного опыта с тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством. Это может быть вызвано либо травматическими событиями, которые привели к околосмертному опыту, либо тем, что сам околосмертный опыт был мучительным и адским.
Околосмертные переживания могут возникать в фатальных ситуациях, но они также могут быть вызваны в различных духовных контекстах, где физическая безопасность не является проблемой. Люди, которые пьют аяхуаску или принимают другие психоделические вещества, часто описывают мистические переживания, которые могут быть очень похожи на эти рассказы.
Новое исследование, проведенное в Имперском колледже Лондона, показало, что аяхуаска может вызывать очень похожие эмоции и видения по сравнению с людьми, пережившими околосмертный опыт…
Исследование сходства между аяхуаской и околосмертным опытом
В одном из последних исследований ученые дали ДМТ 13 людям, после чего заставили их заполнить анкету под названием «Шкала околосмертных переживаний», которая часто используется для измерения интенсивности околосмертных переживаний.
Хотя аяхуаска и ДМТ отличаются друг от друга (не все сорта аяхуаски содержат ДМТ, а те, что содержат, содержат много дополнительных веществ), исследование эффектов ДМТ можно считать достойной оценкой того, на что способна аяхуаска.
Экспериментаторы обнаружили, что по ряду показателей опыт с ДМТ схож с опытом, близким к смерти. Оба опыта вызывают такие чувства, как ощущение неземного окружения, повышенная осведомленность, чувство мира и гармонии, встречи с мистическими существами и необычное восприятие времени.
Были и некоторые различия. Околосмертные переживания чаще включали встречи с умершими родственниками, чаще вызывали чувство глубокого понимания, чаще включали ощущение достижения точки невозврата, чаще включали видения будущего и чаще имели ретроспективу личной жизни, по сравнению с ДМТ.
Это исследование показывает, что аяхуаска может вызывать состояние, имеющее много сходства с околосмертным опытом, хотя, возможно, и не столь специфическое.
Мы также знаем, что существует вероятность участия ДМТ в околосмертных переживаниях: одно исследование показало, что когда крысы получают сердечный приступ, их мозг выделяет большое количество ДМТ. Хотя мы не знаем наверняка, произойдет ли то же самое у людей, приближающихся к физической смерти, это, конечно, возможно.
Рассказы людей, переживших церемонию аяхуаски, также очень напоминают отчеты, собранные во время околосмертных переживаний…
Смертельный опыт с аяхуаской
Аяхуаска, по-видимому, обладает уникальной способностью вызывать у людей ощущение, что они умирают.
Физические неприятные ощущения при приеме аяхуаски могут вызывать чувство паники из-за сильного дискомфорта. Питье аяхуаски может иметь ряд физических последствий, включая учащение сердцебиения, колебания температуры и, конечно, рвоту и диарею, известные как «чистка».
Особенно если человек пьет аяхуаску впервые, такое сочетание может быть пугающим и ощущаться как жестокий обряд посвящения. Неудивительно, что отчеты многих людей о первой церемонии аяхуаски очень похожи на околосмертный опыт.
Люди могут оказаться перед перспективой собственной смерти, и иногда им кажется, что у них нет другого выбора, кроме как отпустить себя и отправиться в страшное и неизвестное место:
«Сильная и непрерывная болезнь, на которую меня обрекла аяхуаска, высасывала из моего тела любую каплю энергии. Мое солнечное сплетение было похоже на губку, из которой выжимались все остатки жизненных сил. Но я ничего не мог сделать, чтобы остановить этот процесс. Я был в аду и должен был пройти его до конца. Ощущение приближающейся смерти становилось все более сильным. Теперь я ясно понимал, что часть меня должна умереть в этом процессе; не было выхода, я ничего не мог сделать, чтобы предотвратить это. Безнадежность и жалость к себе овладели мной, и я начал рыдать, так как я или часть меня (я не знал, насколько доминирующая) должна была умереть». Источник.
Физическое ощущение приближения смерти в конце концов переходит в глубокие духовные откровения, которыми славится аяхуаска. Часто трипперы чувствуют, что проходят через сверхъестественные или загробные сферы, получая послания и уроки из мест за пределами нашего непосредственного осознания жизни.
После первых испытаний аяхуаски духовные глубины могут быть прекрасными и целительными:
«Все люди, которых я видел страдающими и умирающими на моих глазах, вдруг встали и начали танцевать. Словно одержимые окружающей музыкой, они больше не боролись со своими демонами. Они восстали из мертвых и теперь излучали свет из своих глаз и груди. Мужчина, которого я видел опрокинутым на свое ведро и кричащим на языках, теперь танцевал с поднятыми к небу руками. Радуясь своему восстанию из смерти». Источник.
Тема возрождения часто встречается в отчетах об опыте аяхуаски: люди возвращаются на землю после ночи интенсивного мистического путешествия с ощущением, что они побывали в аду и принесли оттуда нечто уникальное:
«Я могу только [описать это как] смерть моей личности, основанной на разуме, и возрождение моего истинного «я», возрождение необусловленной, немаркированной, беспристрастной искры сознания, которая предшествует и находится за пределами любой концепции, суждения или категории. Я стал отрешенным от своих старых концепций о себе (фактически, обо всем), за которые я цеплялся. Во мне появилось чувство абсолютной свободы. Я был этой свободой и радостью, которую она приносит; я был невинным ребенком, возрожденным заново, в очень реальном смысле». Источник.
Подобно тому, что часто случается в околосмертных переживаниях, во время возрождения с помощью аяхуаски люди могут почувствовать, что им предоставляется выбор, как вернуться в повседневный мир:
«Что-то пришло мне в голову, как осознание: Если бы я захотел, то в этот самый момент, по собственному желанию, я бы умер. Я просто должен был этого захотеть. Смесь грусти, страха и отрешенности омыла меня, и я рассудил, что мне еще многое предстоит сделать, много хорошего сделать для мира, прежде чем умереть.» Источник.
Смертельный опыт во время церемонии аяхуаски больше всего похож на околосмертный опыт, однако, из-за удивительных внетелесных откровений, которые он может дать. Временная смерть обыденного тела и разума человека, употребляющего аяхуаску, может привести его в места, которые мы только начинаем понимать:
«Жизнь и смерть как начало и конец потеряли свое значение: это было не начало и не конец, а просто непрерывное движение. Я не мог воспринимать ни смерть с ее окончательностью, ни рождение как начало: круг не имеет начала. Я чувствовал себя очень отстраненным, наблюдал за собой и медитировал на своем дыхании — единственном, что фактически могло сказать мне, что я все еще жив, потому что в каком-то глубоком уголке моего сознания я все еще не отпустил себя. Постепенно я начал чувствовать себя счастливым: Я находился в месте, которое мне очень нравилось, в окружении людей, о которых я забочусь и которых люблю, которые являются моей семьей. Мне казалось, что в какой-то реальности, как во Вриндаване вайшнавов, это будет продолжаться вечно, всегда, мгновение вечности. Я чувствовал себя очень счастливым при этой мысли, удовлетворенным в каком-то смысле, что этот момент сохранился где-то вне пространства и времени.» Источник.
Однако наряду с миром и любовью всегда есть тень. Как и околосмертные переживания, церемонии аяхуаски могут быть глубоко травмирующими и вызывающими страдания. Некоторые люди выходят из опыта аяхуаски с посттравматическим стрессовым расстройством или усугубленными психическими расстройствами. Риск этого может быть несколько снижен, если выбрать опытного и ответственного ведущего.
Чем околосмертные переживания отличаются от погружения в аяхуаску
Хотя аяхуаска и околосмертные переживания имеют много общего, есть и существенные различия. Эти различия отражают тот факт, что церемония аяхуаски позволяет людям иметь мимолетную встречу с мистическими сферами без какой-либо физической опасности, в то время как околосмертные переживания обычно связаны с серьезными физическими травмами или опасностью.
Хотя первоначальный толчок к переживанию близкого к смерти опыта может быть очень травматичным, сам опыт чаще всего представляет собой мягкое путешествие по небесным или мистическим сферам. В отличие от аяхуаски, «реинкарнация» или «перерождение» в околосмертном опыте может быть очень неприятной, возможно, даже самой страшной частью:
«Затем, внезапно, яростная хватка страха охватила меня. Он казался удушающим, липким, вызывающим привыкание, желанным, всепоглощающим и непреодолимым. Страх начал тянуть меня в реинкарнацию и прочь от всех включений и расширенного осознания». Источник.
Хотя некоторым людям во время околосмертного опыта предлагается выбор реинкарнации, некоторые описывают ощущения, что их насильно утащили из утопии:
«Слова не могут выразить ту печаль, которую я испытывал, когда мне пришлось покинуть это место. Я плакал и умолял [моего ангела] позволить мне остаться. Он сказал: «Когда придет время, я приду за тобой. Но сейчас…» И с этими словами он втянул мой дух обратно в мое земное тело с такой силой, что меня вышвырнуло из каменной ямы, в которой я застрял под водой. Вся вода, которую я вдохнул, вылетела из моих легких, когда я задыхался и в панике глотал воздух. Я почти сразу же почувствовал боль в груди и руку спасателя, схватившего меня за спину». Источник.
Кроме того, как мы видели в исследованиях, сравнивающих опыт ДМТ с околосмертным опытом, есть некоторые факторы, которые более вероятны в околосмертном опыте, чем в церемонии аяхуаски; например, ощущение космического понимания, достижение барьера или точки невозврата, а также видение повторения своей жизни.
Чему опыт аяхуаски может научить нас о смерти
Простой факт заключается в том, что многие люди возвращаются с церемонии аяхуаски с ощущением, будто они умерли и вернулись к жизни, со свежими взглядами и пониманием.
Точно так же люди, которые едва не умерли, часто приносят с собой новые перспективы. Возможно, в этом процессе также участвует ДМТ.
Хотя ДМТ дает нам подсказку, что аяхуаска и околосмертный опыт похожи, есть риск слишком сосредоточиться на химическом аспекте.
Возможно, будет полезнее сосредоточиться на самом опыте и его контексте.
Опыт аяхуаски не приближает нас к смерти так близко, как большинство других околосмертных переживаний. Но он может дать мощный взгляд на другую сторону, оставляя при этом наше тело невредимым.
Самый важный урок, который аяхуаска может дать нам о смерти, вероятно, поможет нам подготовиться к ней. Подобно тому, как галлюциногенные грибы могут уменьшить страх смерти у людей, страдающих опасными для жизни заболеваниями, аяуаска может помочь нам смириться с собственной смертностью.
Принятие смерти может помочь нам жить более осмысленной и сострадательной жизнью во многих отношениях. Не испытывая такого сильного страха перед смертью, мы можем действовать с позитивными намерениями, а не из желания самосохранения.
Надеюсь, что одна из ролей, которую церемонии аяхуаски могут сыграть в нашем обществе, заключается в том, чтобы помочь нам развить здоровый взгляд на наше место в мире, напомнить нам о неизбежности нашей смерти и прояснить работу, которую мы можем сделать, чтобы сделать нашу короткую жизнь более красивой и любящей.
По словам монаха Парамахансы Йогананды:
«Не надейтесь, что смерть освободит вас от ваших недостатков. После смерти вы остаетесь точно такими же, какими были до нее. Ничего не меняется; вы только отказываетесь от тела. Если до смерти вы были вором, лжецом или мошенником, вы не станете ангелом только после смерти. […] Каким бы ты ни был до сих пор, таким ты будешь и после смерти. И когда вы перевоплотитесь, вы принесете с собой ту же природу. Чтобы измениться, вы должны приложить усилия. Этот мир — место, где можно это сделать».