Шаманизм: овладение силой сознания

Значительная часть знаний о психоделических растениях и грибах была получена благодаря изучению шаманских культур, которые их использовали.

Такие природные вещества, как шалфей, пейот, мухомор, волшебные грибы, яд жабы и аяхуаска, использовались для установления прямой связи между шаманами и богами.

Именно через эту связь шаман получал способность к исцелению и доступ к священным знаниям. Эти знания использовались для того, чтобы дать наставления остальным членам общины.

Сегодня шаманизм жив и процветает, но в результате растущей глобализации мира он приобретает новые формы.

Здесь мы рассмотрим, что означает шаманизм, как различаются шаманские практики по всему миру и чем так называемый «неошаманизм» отличается от традиционного шаманизма.

Что такое шаманизм?

Шаманизм — это практика, в которой обученный и проверенный сообществом практик (шаман) взаимодействует с миром духов через изменённые состояния сознания с целью прорицания, исцеления или духовного развития.

Некоторые определения относятся только к практике коренного населения Северной Европы и Сибири; другие включают практику Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.

Некоторые антропологи добавляют дополнительные критерии отбора, чтобы исключить других специалистов по магико-религиозным практикам, таких как медиумы, экстрасенсы, пророки или колдуны. Также предпринимаются попытки исключить так называемых «пластичных шаманов» или «неошаманизм» из определения того, что подразумевает аутентичная шаманская практика.

Как бы то ни было, шаманизм — это широкое понятие, охватывающее многочисленные духовные практики и традиции со всего мира. Существует множество определений того, что считать аутентичным «шаманизмом», и многие антропологи и представители коренных народов критикуют этот термин за попытку втиснуть в одну коробку широкий спектр разнообразных и не связанных между собой культурных практик.

С учётом сказанного, существуют некоторые условности, обычно связанные с традиционным шаманизмом:

  • Изменённые состояния сознания считаются одним из основных аспектов практики.
  • Знания о шаманских практиках контролируются и передаются сообществом и предыдущим поколением практикующих.
  • Обучение шаманизму требует многих лет практики и достигается после перенесения значительной боли и трудностей.
  • Шаман должен иметь чистые намерения и нести непоколебимую ответственность за физическое и духовное здоровье общины.
  • Нельзя вставать на путь шамана ради материальной или финансовой выгоды.

Чем занимается шаман?

Традиционный шаман — это целитель общины. Они используют такие техники, как церемониальные танцы, пение, барабанный бой, а также различные реквизиты, такие как перья или погремушки, благовония, психоактивные или ароматические травы, чтобы вызвать и поддерживать изменённые состояния сознания для себя или своих пациентов.

Во время изменённого состояния сознания перед шаманом стоит задача управлять опытом, чтобы направить субъекта туда, куда ему нужно, и защитить его от вредоносных сущностей, которые могут воспользоваться его изменённым состоянием.

Шаманы также (часто) отвечают за руководство лидерами группы, советуясь с духами или божествами и получая от них частички мудрости.

Звание шамана в коренных общинах по всему миру вызывает очень большое уважение, но и накладывает значительную ответственность перед общиной.

Обязанности шамана зависят от общины – практика шаманизма не имеет единого свода правил или предварительных условий. Шаман в Сибири следует иным правилам, чем шаман в Перу.

С учётом сказанного, вот некоторые из распространённых практик, связанных с шаманами:

  1. Шаманы выступают в качестве связующего звена с миром духов с целью исцеления. Многие используют психоактивные растения или осознанные сновидения, чтобы помочь установить эту связь.
  2. Во время изменённых состояний сознания шаман полностью сохраняет присутствие и осознанность — он может вмешаться, чтобы изменять и направлять пользователя в процессе опыта, или отойти в сторону и защитить пользователя от злых духов, встреченных во время его путешествия.
  3. После опыта или в следующих сновидениях шаман помогает интерпретировать значение образов.
  4. Шаманы могут использовать изменённые состояния сознания для получения космических знаний, которые могут быть использованы для принятия важных для общины решений.

Кто может стать шаманом?

Официальных, единых предпосылок для того, чтобы стать шаманом, не существует — однако в каждом сообществе, где существуют отдельные шаманские практики, есть свой набор требований, которым должен соответствовать человек, чтобы заслужить почётное звание шамана.

Во многих культурах шаман должен много лет обучаться у наставника. Обучение обычно начинается в раннем возрасте (часто в 11 лет) и продолжается всю оставшуюся жизнь. Во время обучения они проходят множество «тестов», чтобы доказать свою подлинность и чистоту. Шаманы обычно выбираются общиной по различным признакам — таким, как уникальные родимые пятна или «прозрения», выявленные существующими в общине шаманами.

Стать шаманом — это гораздо больше, чем просто принять психоактивное вещество и с помощью барабанов или песнопений вызвать мистический или духовный опыт. Это предполагает преданность ремеслу, переживание глубоких личных потерь и трудностей, а также глубокое понимание различных растительных лекарств и региональных духовных концепций.

Это сравнимо с современной подготовкой врача. Этот процесс труден, требует крайних жертв и занимает очень много времени. Этот процесс важен для того, чтобы убедиться, что те, кому в итоге будет присвоен титул, продемонстрировали достаточный уровень понимания и преданности шаманизму.

Критика и культурное присвоение

Термин «шаманизм» не идеален. Это обобщающее и редукционистское понятие, которое пытается объединить в одну коробку множество слабо связанных друг с другом культурных и религиозных практик.

Суффикс «изм» сам по себе вызывает особую критику, поскольку подразумевает наличие определённой «догмы» — однако во всём мире шаманизм практикуется по-разному. Правила и ожидания, связанные с этим термином, разнообразны и не могут быть отнесены к одной группе. По этой причине некоторые антропологи предлагают использовать термины «шаманство».

Во-вторых, западные формы «неошаманизма» широко критикуются антропологическими и коренными сообществами как форма культурной апроприации. Неошаманизм разбавляет и искажает практики коренных народов — часто ради своей выгоды.

В связи с этим многие стремятся улучшить определение того, что значит быть шаманом, исключив из него тех, кто не прошёл определённую степень подготовки и не был принят существующими шаманскими сообществами.

Аргумент заключается в том, что те, у кого есть осмысленное, вызванное психоделиками видение или сон, которые подталкивают человека к мистицизму и другим шаманским практикам, ценны, но это автоматически не делает кого-то шаманом.

Концепции, связанные с шаманизмом

Существует множество концепций, которые напрямую или слабо пересекаются с практикой шаманизма, в зависимости от региона, в котором он практикуется.

Анимизм

Анимизм — это вера в то, что животные, растения и неодушевлённые предметы являются носителями духовных сущностей. Эта концепция лежит в основе шаманизма.

Шаман может общаться с этими сущностями, используя изменённые состояния сознания, сны и церемонии.

Общей темой в шаманизме является идея животного силы (иногда называемого тотемным животным), которое представляет собой духовную сущность, принимающую облик определённого животного. Это животное помогает шаману или его пациентам достичь духовного прозрения или улучшить состояние здоровья. 

Осознанные сновидения

Многие считают, что сны — это глубокий источник информации о себе, окружающей среде и нашей связи с самим сознанием. Многие шаманы используют травы или ритуалы, призванные помочь им видеть светлые сны, как способ облегчить связь с космическими сущностями или духами.

Многие люди знакомятся со своими тотемными животными через сны, а растения либо разрешают, либо запрещают практикам использовать свои дары через сновидческие образы.

Символизм, увиденный во сне, также считается важным компонентом в поисках духовного пути, согласно шаманизму. Эта концепция перекликается с философией Карла Юнга, Зигмунда Фрейда и других современных философов и психологов.

Энтеогены

Энтеоген — это растение, гриб или другое вещество, способствующее «неординарным состояниям сознания» с целью исцеления или прорицания.

Вещества могут быть как энтеогенами, так и психоделиками (например, волшебные грибы и аяхуаска), но не все психоделики являются энтеогенами (например, 2C-B, NBOMe или PCP).

Ци

Ци (произносится как «ци» или «чи») означает «жизненную энергию» или «жизненную силу», которая оживляет физическую форму. Термин пришёл из традиционной китайской философии, но схожие понятия встречаются в различных шаманистских системах верований.

Возвращение души

Возвращение души — это метод исцеления, используемый некоторыми шаманами. Идея заключается в том, что травма заставляет часть души покинуть тело, чтобы минимизировать физический ущерб. Затем шаман может найти душу и направить её обратно в тело с помощью энтеогенов и изменённых состояний сознания, ритуалов, растений и животных-союзников, а также дыхательной техники.

Травы, используемые в шаманизме

Травы, которые используют шаманы, зависят от того, что прорастает на местности. Большинство используемых трав не являются психоактивными или обладают слабым психоактивным действием, например табак, камбо или шалфей.

Растения, животные и насекомые, как считается, являются носителями различных божеств или духовных сущностей. Шаман может вступать в союз с этими сущностями и использовать их для исцеления других членов общины.

Психоактивные растения предназначены для церемониального использования и, как считается, облегчают общение между миром духов и шаманом. Растения или грибы, используемые таким образом, называются энтеогенами. Растения, способствующие сновидениям, в частности, называются онейрогенами.

К распространённым шаманским энтеогенным и онейрогенным растениям и грибам относятся:

  • Аяхуаска — комбинация двух амазонских растений, в которых активный компонент ДМТ вызывает мощное состояние видения сознания.
  • Магические грибы — Магические грибы использовались шаманами и традиционными целителями по всей Северной Америке, Южной Америке и Азии, чтобы вызывать видения, похожие на сон.
  • Сальвия Дивинорум — Эта мощная психоактивная трава используется шаманами, живущими в Мексике и Центральной Америке. Она считается мощным растением-учителем.
  • Мухомор — этот вид грибов использовался различными шаманскими целителями в Сибири и близлежащих регионах.
  • Пейот и Сан-Педро — эти кактусы являются богатым источником психоактивного соединения, мескалина. Священные кактусы используются в качестве причастия в традиционных шаманских церемониях и ритуалах инициации в Мексике, на юге США и в южноамериканских Андах.
  • Буфо — яд жабы Bufo alvarius ели или курили, чтобы вызвать сильные галлюцинации и изменённые состояния сознания в шаманских церемониях на юге США и в Мексике.
  • Калея закатечичи — так называемая «мексиканская сон-трава» использовалась традиционными шаманами в Мексике для связи с миром духов через сны.
  • Африканский сонный корень — эта трава родом из Южной Африки, где она используется шаманами племени кхоса для вызывания трансоподобного состояния и усиления провидческих сновидений.
  • Цветок голубого лотоса — Эта трава использовалась в основном древними египтянами для вызывания трансоподобного состояния. Её часто использовали жрецы и вожди перед тем, как войти в церемониальную комнату для сна. Считается, что само сознание сформировалось из распускания цветка лотоса.
  • Табак — эта священная трава считается центральным компонентом во многих коренных культурах, причём не только для курения, но и для подношений или благодарности миру природы. Шамана, специализирующегося на использовании табака, называют тобакеро.
  • Солодка — Солодка является священной травой для многих коренных американцев. Её используют в молитвах, для окуривания и очистительных церемоний.
  • Дерево Боррачеро — в сочетании с аяхуаской называется «Тоэ». Дерево Боррачеро считается мудрым, но суровым растением-учителем, похожим на табак. Для безопасного использования этого растения требуется многолетний опыт.
  • Сананга — растительные глазные капли «Сананга» — это лесное лекарство, которое традиционные целители в тропических лесах Амазонки готовят из корней растения Tabernaemontana undulata. Она используется для улучшения зрения, как в физическом, так и в духовном контексте.
  • Чакруна — Psychotria viridis — популярная добавка к аяхуаске. Она содержит высокую концентрацию ДМТ, который сочетается с ингибиторами МАО, присутствующими в лозе аяхуаски.
  • Кока — Лист коки использовался коренными народами Южной Америки на протяжении тысяч лет. Он используется для повышения осознанности и получения новых знаний, а в социальной среде — как способ развития взаимных социальных отношений внутри группы или соседних групп.
  • Камбо — секреция гигантской лягушки (Phyllomedusa bicolor). На кожу наносятся небольшие ожоговые отверстия, а затем наносят яд. Считается, что лягушачье лекарство обладает очищающими свойствами.
  • Рапе (Хапе) — священный шаманский нюхательный табак, изготовленный путём соединения различных лекарственных растений, включая табак.

Откуда берёт начало шаманизм?

Шаманизм не относится к какой-либо одной культуре, но термин, скорее всего, происходит от термина samān — который происходит от тунгусоязычных племён Восточной Сибири и Маньчжурии.

Некоторые эксперты предполагают, что тунгусское слово произошло от санскритского слова śramaṇa, означающего «тот, кто трудится или напрягается». Этот термин использовался для описания святых фигур или аскетов в Центральной Азии и различных регионах, исповедующих буддизм.

Сегодня этот термин используется для описания практики в культурах всего мира, включая Африку, Южную Америку, Северную Америку и Азию, а также Сибирь и Восточную Европу.

Примеры шаманизма в разных странах мира

Этот список далеко не исчерпывающий, но он даёт некоторое представление о том, как выглядит шаманизм в разных частях света.

Северная Америка

У инуитов и эскимосов (юпиков) есть шаманы (их называют ангакутами), которые используют трансовые состояния, чтобы обеспечить изобилие дичи и пищи и повысить плодовитость женщин. Считается, что болезни вызваны приходом призрака или злого духа. Шаману поручается отправиться на небеса или в глубины океана, чтобы вернуть потерянные или украденные души и вернуть человеку физическое здоровье.

Во многих племенах американских индейцев есть шаманы (знахари или знахарки), которые развивают целительскую и прорицательскую силу через личный рост и опыт. Поиски видений, психоактивные растения и грибы, испытания при посвящении, толкование снов и различные церемонии — всё это используется для усиления целительского потенциала и силы их духовных целителей.

Южная Америка

Шаманские практики широко распространены среди коренных народов Южной Америки. Курандеро — это термин, используемый для обозначения духовного целителя или шамана, который использует галлюциногенные растения и грибы в целях исцеления и гадания.

Существуют отдельные специализации курандеро в зависимости от того, какие священные растительные препараты они используют: например, аяхуаскеро — это тот, кто работает с аяхуаской, пейотеро — тот, кто работает с пейотом, а табакеро — тот, кто работает с табаком.

Азия

Шаманизм распространён среди многих племён, живущих в Сибири, и эта практика жива и процветает сегодня. Сибирь и прилегающие регионы считаются родиной шаманской практики. Некоторые из практик, о которых сообщается в этом регионе, включают церемониальные танцы, барабанный бой, пение и употребление галлюциногенного гриба мухомор.

В Китае и Монголии у кочевого народа орокен были шаманы, которые заботились о духовном руководстве и лечении общины. Большая часть их системы верований вращалась вокруг анимизма, особенно связанного с медведем (amaha) и тигром (wutaqi). Последний шаман орокен умер в 2000 году.

Во вьетнамской народной традиции Lên đồng шаман (называемый cô đồng) входит в транс и воплощает различные божества с помощью мимики.

Африка

Шаманы южноафриканского народа кхоса (их называют амагкирха) используют священную траву Сонный корень (Silene undulata), улучшающую сновидения, для общения с миром духов, а также другие духовные церемонии и традиции, которые соответствуют глобальному определению шаманизма.

Другие племена, живущие в Южной Африке, например зулусы, исповедуют синкретическую религию, в которой шаманские практики с помощью традиционных целителей (так называемых сангома) сочетаются с христианством.

В Мали шаманы племени догонов входят в состояние транса, чтобы пообщаться со спрайтами, в частности с духом по имени Амма, который наделяет их способностями к исцелению и гаданию.

Что такое неошаманизм?

Неошаманизм (иногда называемый пластичным шаманизмом) относится к форме шаманизма, практикуемой современными людьми как часть духовности нью-эйдж. Эти практики не являются прямым отражением традиционных систем, от которых они произошли, и вместо этого адаптированы для удовлетворения современных рынков и интересов.

Неошаманские практики следуют схожим концепциям традиционного шаманизма, таким как использование изменённых состояний сознания, барабанный бой или пение, поиск духов-проводников или животных-силы и многое другое.

Антропологи отмечают несколько различий, которые отличают традиционный шаманизм от неошаманизма (обобщённо):

  • Путь к становлению шаманом — традиционные шаманы обычно выбираются общиной или самими духами (через существующих шаманов внутри общины). Любой человек может выбрать путь неошаманизма.
  • Духовные мотивы — роль традиционного шамана обычно заключается в поддержании космического равновесия. Неошаман практикует шаманизм для личного развития или для предоставления товаров и услуг в капиталистическом мире.
  • Ритуалы инициации — ритуалы инициации традиционных шаманов различны, но часто процесс включает в себя необходимость пережить сильную боль, страх или личную потерю. Ритуалы инициации часто опасны и требуют много времени. Инициация неошаманов редко, если вообще когда-либо, включает в себя такой путь.

Заключение. Что такое шаманизм?

Шаманизм — это общий термин для широкого спектра религиозных практик, которые включают в себя общение с миром духов с помощью психоактивных растений, трансовых состояний и сновидений.

Существует множество различных типов шаманизма в зависимости от местных традиций и культуры.

Многие специалисты проводят чёткое различие между традиционным шаманизмом и неошаманизмом. В традиционном шаманизме, прежде чем получить уважаемый титул шамана, необходимо пройти ритуалы инициации и получить наставничество. Путь к становлению шаманом чётко определён в рамках той или иной шаманской культуры. Большинство людей не могут стать шаманом традиционным путём, а те, кто становится, должны полностью посвятить себя этой практике. Обеспечение такой преданности часто требует значительных усилий, глубокой боли, постоянной проверки своих мотивов и глубоких личных потерь.

Неошаманизм — это современное принятие отдельных шаманских принципов. Из-за отсутствия определённых предварительных условий шаманом технически может стать любой человек, но многие утверждают, что в этом случае отсутствует критический процесс проверки, который устанавливают традиционные шаманские обычаи инициации.

Я приглашаю Вас на свой корабль Дома Камбо, где я смогу помочь вам трансформировать вашу боль в счастье, вашу слабость – в силу и стать более гармоничным и уверенным. Напишите мне прямо сейчас.

Шаманизм: овладение силой сознания
  • Save
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap