Сразу перейду к делу: я не любитель апелляций к традиции.
Причина проста. Есть два основных пути, по которым можно подойти к учению устоявшейся духовной традиции:
либо человек использует традицию, либо традиция использует его.
Как отличить их?
Это тоже довольно просто.
- Те, кого использует традиция, больше доверяют определённой интерпретации набора учений, чем собственному опыту и/или опыту существ из плоте и крови, которые действительно бодрствуют. Когда вас использует ваша традиция, вы обнаружите, что говорите такие вещи, как: «Но Будда сказал…» (вставьте вместо „Будды“ любую выдающуюся духовную фигуру прошлого или настоящего, если хотите), или «Ну как вы можете так говорить, когда буддизм всегда учил, что…», как будто кто-то вообще может знать настоящий буддизм с какой-либо реальной уверенностью.
- Совсем другое дело, когда человек использует традицию, а не наоборот. На самом деле, тот, кто использует традицию, скорее всего, использует несколько традиций. Иногда они ищут совпадающие описания, а иногда – подсказки о том, что может быть дальше. Они меньше доверяют всему прочно установленному, поскольку жёсткость и негибкость обычно являются признаками болезни или смерти.
Правда в том, что ни одна пробуждённая женщина или мужчина никогда не объясняли путь и результат абсолютно одинаково. Всегда есть различия, и их ни в коем случае нельзя отметать. С сильным доверием к любой традиции приходит недостаток уверенности в своей реализации. Вы никогда не увидите по-настоящему пробуждённого человека, придерживающегося душного, традиционного сценария, заложенного в него каким-то другим религиозным авторитетом, пришедшим до него. Если он подлинный, он передаётся уникальным образом. Если оно частичное или фальшивое, оно будет звучать так, как вы ожидаете. Искреннее пробуждение никогда не выражается одинаково у всех.
Тот факт, что пробуждённые существа сообщают о своих реализациях в столь различной степени, не является поводом для беспокойства. Однако те, кто руководствуется традицией, увидят отсутствие последовательности и будут настаивать на том, что хотя бы ОДИН из них должен быть прав, а остальные – нет. «Гуру Такой-то и Такой-то – истинный пример пробуждения, а все остальные – либо подделки, либо менее реализованные ребята». И именно этот акт поиска авторитета вне себя приводит их к вечному поиску того, что находится прямо у них под носом.
Мой совет, который вы вольны принять или отвергнуть, заключается в том, чтобы обратить внимание на то, как традиция использует вас. Если вы ищете пробуждение, которое соответствует описанию, данному в какой-то традиции, забудьте об этом. Оно никогда не будет таким, как вы себе представляете. Например, сколько бы раз вы ни представляли себе, как это будет, или видели сны об этом, или слышали описания других, или даже смотрели это по кабельному телевидению, рискну предположить, что секс в большинстве случаев сильно отличается от того, что вы себе представляли. (Для тех из вас, кто занимался сексом, разумеется. Поцелуи тоже подходят в качестве примера). Пробуждение похоже на это, и оно так же меняет жизнь.








