Вопрос номер один, который я получаю от людей, узнавших, что я пробудился: «Вы всё ещё страдаете?». Конечно, этот вопрос вдохновлён Первой Благородной Истиной Будды, которая называется дуккха. Слово «дуккха» почти всегда переводится как «страдание», что, по мнению многих по-настоящему пробуждённых людей, несколько обманчиво. Для большинства людей практически невозможно отделить страдание от боли, мучений, так называемых «негативных» эмоций и т. д. Но любой по-настоящему пробуждённый человек, обладающий хоть каплей личной целостности, скажет вам, что он всё ещё чувствует боль, всё ещё испытывает негативные эмоции, и что страдание всё ещё может возникать.
Другие пытаются перевести дуккха как «неудовлетворённость», но это тоже не совсем подходит. Есть множество вещей, которые я нахожу неудовлетворительными, и моя принуждённость ничуть не уменьшается в свете этого факта. Так к чему же тогда все эти страдания?
На самом деле всё очень просто. Всё, что нам нужно сделать, — это сначала посмотреть, что, по словам старого Будды, является причиной страдания, а затем описать опыт пробуждённого и непробуждённого человека.
Будда, как он изображён в палийских суттах (древнейших учениях, приписываемых Будде), описывает причину страдания как «жажду» в своей Второй Благородной Истине. Однако позже он развивает эту мысль и говорит, что причинами страдания являются жадность, отвращение и заблуждение. Эти причины обычно рассматриваются как нечто такой, что можно очистить от ума и тем самым облегчить страдания. Однако я думаю, что более точно описывать эти процессы как нечто иное, как деятельность обусловленного ума.
Видите ли, человеческие существа (и, возможно, все другие существа) обычно созревают до состояния отождествления с обусловленным умом. Этот ум – не что иное, как процессы схватывания, отвращения и игнорирования любого опыта, который возникает в ответ на него (если использовать грубый, ненаучный язык). Когда мы отождествляемся с этими процессами – когда мы понимаем их как единое целое, называемое «я» или «мне», – мы привязываемся к их движению. Это довольно неспокойное положение дел, вы не находите? Постоянное движение к опыту, движение от него или блокировка опыта – это довольно сложный экзистенциальный путь. Именно такое положение дел, а также соответствующее когнитивное трение имел в виду Будда – и любой другой пробуждённый человек, – когда употреблял слово «дуккха».
Можно сконцентрироваться на одной точке отсчёта и зафиксировать ум в состоянии стабильности, что на время остановит состояние дел, называемое дуккха. Но, будучи временным, это состояние не продлится долго, и страдания начнутся снова. Вот почему недостаточно просто успокоить ум. Необходимо полностью избавиться от этого ума. То есть нужно пробудиться от ума, чтобы его движения не доставляли никаких хлопот.
Представьте на мгновение, что кто-то дал вам фигурку из мягкой глины и сказал: «Это вы». И вот, допустим, приходит ваша кошка и откусывает фигурке левую руку. Если вы верите, что вы и есть эта фигурка, вы запаникуете! Вы закричите! «Нет! Ты повредила моё тело! Это несправедливо! Я ненавижу тебя, Пушистик!» Но это же смешно, правда? Вы знаете, что вы не глиняная фигурка. Ещё более нелепо то, что вы верите, будто вы – это ваш ум.
Вот в чём суть пробуждения. Речь идёт не о стабилизации обусловленного ума – речь идёт о том, чтобы перестать отождествлять себя с ним. Любая технология пробуждения, которую вы практикуете, должна преследовать единственную цель – отказ от отождествления. Воспринимайте ум таким, какой он есть, а затем отпустите его. Освобождение от процессов ума (НЕ остановка или очищение) – это конец дуккхи.
Когда мы отождествляемся с процессами обусловленного ума – теми, которые хватают, отталкивают или блокируют, – результатом становится страдание. На днях я наткнулся на знакомую историю из истории практики покойного Аджана Чаха; история, которая прекрасно иллюстрирует мою мысль.
Много лет назад, когда [Аджан Чах] был странствующим монахом и жил один на склоне горы над деревней, он придерживался строгого графика медитации. В Таиланде любят ночные киносеансы под открытым небом, потому что ночи там прохладные по сравнению с очень жаркими днями. Когда устраивается вечеринка, она, как правило, длится всю ночь. Около пятидесяти лет назад в Таиланде только начинали использовать системы громкой связи, и на каждом приличном мероприятии должен был работать динамик. Он работал как можно громче всю ночь. Однажды Аджан Чах тихо медитировал на горе, а внизу, в деревне, проходил фестиваль. Все местные народные песни и поп-музыка звучали на всю округу. Аджан Чах сидел, кипел и думал: «Неужели они не понимают, какая плохая карма связана с тем, что они мешают моей медитации? Они знают, что я здесь. В конце концов, я их учитель. Неужели они ничему не научились? А как же пять заповедей? Наверняка они пьют и не контролируют себя», и так далее, и тому подобное.
Но Аджан Чах был довольно умным человеком. Послушав, как он жалуется на себя, он быстро понял: «Ну, они там просто хорошо проводят время. А я здесь делаю себя несчастным. Как бы я ни расстраивался, мой гнев только усиливает внутренний шум». И тут к нему пришло озарение: «О, этот звук – всего лишь звук. Это я выхожу на улицу, чтобы досадить ему. Если я оставлю звук в покое, он не будет меня раздражать. Он просто делает то, что должен делать. Вот что делает звук. Он издаёт звук. Это его работа. Так что, если я не буду мешать звуку, он не будет меня беспокоить. Ура!».
Проблема никогда не заключается в том, чтобы видеть, слышать, чувствовать, пробовать, осязать или думать. Проблема в отождествлении с этими процессами. Когда вы отождествляетесь с ними, когда они движутся, вы двигаетесь. Когда они останавливаются, вы останавливаетесь. Когда они рождаются, вы рождаетесь. Когда они умирают, вы умираете. Таким образом, практика заключается не в том, чтобы каким-то образом стабилизировать обусловленный ум на неопределённый срок с помощью сенсорной депривации или какого-то транса, чтобы он не двигался. Такое спокойствие может длиться лишь очень недолго. Скорее, это видение истины об уме. Увидев правду, отождествление отпадает. И тогда вы не выйдете навстречу звуку, потому что то, чем/кем вы являетесь на самом деле, не движется. Когда это осознание пребывает постоянно, вы пробуждаетесь.








